Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - доницетти г.

Доницетти г.

(Donizetti) Гаэтано (29 XI 1797, Бергамо, Ломбардия 8 IV 1848, там же) итал. композитор. Происходил из бедной семьи (отец сторож, мать ткачиха). Изучил гармонию и контрапункт в школе комп. С. Майра в Бергамо. В 1815-17 занимался в Болонском муз. лицее у С. Маттеи (класс композиции). Ранние произв. Д. струн. квартеты, одноактные оперы "Пигмалион" (1816), "Олимпиада" и "Гнев Ахилла" (1817) не были исполнены. Композитор с успехом дебютировал в 1818 оперой "Энрико, граф Бургундский" (т-р "Сан-Лука", Венеция). Многочисл. оперы, созданные в 1818-30, неравноценны по муз. достоинствам, но обнаруживают неистощимый мелодич. дар композитора. Произв. 20-х гг. написаны под воздействием Дж. Россини. В 30-е гг. Д. преодолевает это влияние, творчество его приобретает самобытный характер. В 1835 создано одно из лучших, зрелых произв. Д. опера "Лючия ди Ламмермур" (либр. С. Каммарано, с к-рым композитор впоследствии сотрудничал). В 1835-39 Д. профессор (с 1837 директор) консерватории в Неаполе. В 1839, после запрещения цензурой оперы "Полиевкт" (либр. Каммарано, 1838), переехал в Париж, где в 1840 пост. неск. своих опер. В 40-е гг. он посетил ряд европ. столиц (в 1842 получил звание австр. придв. композитора). В 1841-44 Д. пишет оперы для Италии ("Аделия, или Дочь стрелка"), Вены ("Линда ди Шамуни", "Мария ди Роган"), Парижа ("Дон Паскуале", "Дон Себастьян Португальский") и др. Последняя его опера "Катерина Корнаро" была пост. в 1844 (т-р "Сан-Карло", Неаполь), после чего Д., в связи с психич. заболеванием, отошёл от композиторской деятельности.

, Д. представитель итал. романтич. оперной школы (основоположником к-рой был Россини), мастер иск-ва бельканто. Оперы Д. разнообразны по жанрам: фарсы ("Ночной звонок"), оперы-буффа ("Любовный напиток", "Дон Паскуале"), комич. оперы с разговорными диалогами в стиле франц. комич. опер ("Дочь полка", "Рита"), социально-психологич. мелодрамы ("Линда ди Шамуни"); романтические оперы историко-героические ("Мария Стюарт", "Осада Кале", "Марино Фальеро"), лирико-драматические ("Лючия ди Ламмермур", "Фаворитка", "Мария ди Роган"), трагич. мелодрамы ("Лукреция Борджа", "Анна Болейн"), Его социально-психологич. мелодрамы предвосхищают (как и "Сорока-воровка" Россини, "Сомнамбула" Беллини) отд. произв. Верди ("Луиза Миллер", "Травиата") и веристов. Мн. оперы Д. созданы на сюжеты произв. В. Гюго, А. Дюма-отца, В. Скотта, Дж. Байрона и др. писателей-романтиков, среди неосуществл. оперных замыслов композитора были "Рюи Блаз" и "Сганарель" (по пьесам Гюго и Мольера).

Оперы Д. отличаются мелодич. богатством, разнообразием муз.-драм. форм, яркой театральностью. В ряде его опер выражены созвучные духу эпохи Рисорджименто (времени борьбы за освобождение и объединение Италии) героич. и антитиранич. мотивы: "Анна Болейн", "Лукреция Борджа" (из-за гонений цензуры часто шла под разл. назв.), запрещённые к пост. "Мария Стюарт" (исп. в 1835 со значит. изменениями) и "Полиевкт" (опера впервые прозвучала в Италии лишь в 1848), "Марино Фальеро" (отразившая, как и одноим. трагедия Байрона, судьбы движения карбонариев; её особенно ценил Дж. Мадзини), "Катерина Корнаро", "Герцог Альба" (неоконч. опера).

Лучшие комич. оперы Д. ("Любовный напиток", "Дон Паскуале") отмечены колоритной яркостью нар. образов, сверкающей мелодич. виртуозностью, реалистич. достоверностью сюжетных положений, мастерством драматургич. композиции, неистощимой жизнерадостностью и остроумием, поэтич. лиризмом, глубокой связью с нац. традициями итал. нар. театр. искусства. "Дон Паскуале" один из шедевров итал. оперы-буффа (наряду с операми "Тайный брак" Чимарозы, "Севильский цирюльник" Россини, "Фальстаф" Верди). Однако нек-рым произв. Д. присущи легковесность, стилистич. пестрота, трафаретность характеристик, что вызвало отрицат. оценку творчества композитора рядом муз. деятелей 19 в. (А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов и др.).

Сочинения: оперы (74), в т. ч. Сумасбродство (Una Follia, 1818, Венеция), Бедные странствующие виртуозы (I piccoli virtuosi ambulanti, 1819, Бергамо), Пётр Великий, царь русский, или Ливонский плотник (Pietro il grande Czar delle Russie о Il Falegname di Livonia, 1819, Венеция), Сельская свадьба (Le Nozze in villa, 1820-21, Мантуя, карнавал), Зораида Гранатская (1822, т-р "Арджентина", Рим), Кьяра и Серафина, или Пираты (1822, т-р "Ла Скала", Милан), Счастливое заблуждение (Il fortunato inganno, 1823, т-р "Нуово", Неаполь), Гувернёр в затруднении (L'Ajo nell'imbarazzo, известна также под назв. Дон Грегорио, 1824, т-р "Валле", Рим), Замок инвалидов (Il Castello degli invalidi, 1826, т-р "Каролино", Палермо), Восемь месяцев за два часа, или Ссыльные в Сибири (Otto mesi in due ore, ossia Gli Esiliati in Siberia, 1827, т-р "Нуово", Неаполь), Алина, королева Голкондская (Alina regina di Golconda, 1828, т-р "Карло Феличе", Генуя), Пария (1829, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Елизавета в замке Кенильворт (Elisabetta al castello di Kenilworth, также под назв. Замок Кенильворт, по роману В. Скотта, 1829, там же), Анна Болейн (1830, т-р "Каркано", Милан), Уго, граф Парижский (1832, т-р "Ла Скала", Милан), Любовный напиток (L' Elisir d'amore, 1832, т-р "Каноббиана", Милан), Паризина (по Дж. Байрону, 1833, т-р "Пергола", Флоренция), Торквато Тассо (1833, т-р "Валле", Рим), Лукреция Борджа (по одноим. драме В. Гюго, 1833, т-р "Ла Скала", Милан), Марино Фальеро (по одноим. пьесе Дж. Байрона, 1835, "Театр Итальен", Париж), Мария Стюарт (1835, т-р "Ла Скала", Милан), Лючия ди Ламмермур (по роману В. Скотта "Ламмермурская невеста", 1835, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Велизарий (1836, т-р "Фениче", Венеция), Осада Кале (L'Assedio di Calais, 1836, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Пиа де'Толомеи (1837, т-р "Аполло", Венеция), Роберт Девере, или Граф Эссекский (1837, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Мария Ди Руденц (1838, т-р "Фениче", Венеция), Дочь полка (La Fille du rйgiment, 1840, т-р "Опера комик", Париж), Мученики (Les Martyrs, новая ред. Полиевкта, по трагедии П. Корнеля, 1840, т-р "Гранд-Опера", Париж), Фаворитка (1840, там же), Аделия, или Дочь стрелка (Adelia, о La figlia dell'arciere, 1841, т-р "Аполло", Рим), Линда ди Шамуни (1842, "Кернтнертортеатр", Вена), Дон Паскуале (1843, "Театр Итальен", Париж), Мария ди Роган (Maria dl Rohan о Il conte di Chalais, 1843, "Кернтнертортеатр", Вена), Дон Себастьян Португальский (1843, т-р "Гранд-Опера", Париж), Катерина Корнаро (1844, т-р "Сан-Карло", Неаполь) и др.; 3 оратории, 28 кантат, 16 симфоний, 19 квартетов, 3 квинтета, церк. музыка, многочисл. вок. произв.

Литература: Силуэты артистов. Донизетти, "Пантеон русского и всех европейских театров", 1840, часть III, No 9, с. 101-103; Доницетти и итальянская школа музыки со времени Россини (история музыки), "Литературная газета", 1848, т. 4, No 30; Скюдо П. Г., Гаэтано Донизетти и новый период итальянской музыки, "Пантеон", 1848, кн. 7, с. 112-28; Escudier (Эскюдье Л.), Современные музыкальные этюды. III. Доницетти, "Музыкальный свет", 1854, No 4; Серов A. (H.), Музыкальная хроника, Новые оперы: "Полиевкт", соч. Доницетти, "Пантеон", 1855, т. 19, февраль, Петербургский вестник, стлб. 1, с. 384-88; см. также: Серов А. Н., Критические статьи, т. 1-4, СПБ, 1892-95; Ларош (Г. A.), Музыкальные очерки. Итальянская опера: "Любовный напиток", "Линда", "Голос", 1872, No 164; Cicconetti F., Vita di G. Donizetti, Roma, 1864; Verzino E., Le opere di G. Donizetti, Bergamo, 1897; Gabrielli A., G. Donizetti, Torino, 1904; Caversazzi G., G. Donizetti, Bergamo, 1925; Donati-Petteni G., G. Donizetti, Mil., 1947; Barblan G., L'opera di Donizetti nell'etа romantica, Bergamo, 1948; Schlitzer F., L'ereditа di G. Donizetti, Siena, 1954; Geddo A., Donizetti, Bergamo, 1956; Zavadini G., Donizetti l'uomo. Bergamo, 1958; Weinstock H., Donizetti and the world of opera in Italy, N. Y., (1963); Ashbrook W., Donizetti, L., (1965).

С. M. Грищенко.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое доницетти г.
Значение слова доницетти г.
Что означает доницетти г.
Толкование слова доницетти г.
Определение термина доницетти г.
donicetti g. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины