Музыкальная энциклопедия - бельканто
Связанные словари
Бельканто
Наиболее значит. вок. школой была Болонская школа Ф. Пистокки (открыта в 1700). Из др. школ наиболее известны: Римская, Флорентийская, Венецианская, Миланская и особенно Неаполитанская, в к-рой работали А. Скарлатти, Н. Порпора, Л. Лео.
Новый период в развитии Б. наступает, когда опера вновь обретает утраченную цельность и получает новое развитие благодаря творчеству Дж. Россини, С. Меркаданте, В. Беллини, Г. Доницетти. Хотя вок. партии в операх по-прежнему перегружены колоратурными украшениями, от певцов уже требуется реалистич. передача чувств живых персонажей; повышение тесситуры партий, бульшая насыщенность оркестрового сопровождения предъявляют к голосу повышенные динамич. требования. Б. обогащается палитрой новых тембровых и динамич. красок. Выдающиеся певцы этого времени Дж. Паста, А. Каталани, сёстры (Джудитта, Джулия) Гризи, Э. Тадолини, Дж. Рубини, Дж. Марио, Л. Лаблаш, Ф. и Д. Ронкони.
Конец эпохи классич. Б. связан с появлением опер Дж. Верди. Засилие колоратуры, характерное для стиля Б., исчезает. Украшения в вок. партиях опер Верди остаются только у сопрано, а в последних операх композитора (как позднее и у веристов см. Веризм) вообще не встречаются. Кантилена, продолжая занимать осн. место, развиваясь, сильно драматизируется, обогащается более тонкими психологич. нюансами. Изменяется общая динамич. палитра вок. партий в сторону повышения звучности; от певца требуется двухоктавный диапазон ровного звучания голоса с сильными верхними нотами. Термин "Б." теряет первонач. смысл, им начинают обозначать совершенное владение голосовыми средствами и прежде всего кантиленой. Выдающиеся представители Б. этого периода И. Кольбран, Л. Джиральдони, Б. Маркизио, А. Котоньи, С. Гайярре, В. Морель, А. Патти, Ф. Таманьо, М. Баттистини, позднее Э. Карузо, Л. Бори, А. Бончи, Дж. Мартинелли, Т. Скипа, Б. Джильи, Э. Пинца, Дж. Лаури-Вольпи, Э. Стиньяни, Т. Даль Монте, А. Пертиле. Среди совр. мастеров Б. Дж. Ди Стефано, М. Дель Монако, Р. Тебальди, Д. Семионато, Ф. Барбьери, Э. Бастианини, Д. Гвельфи, П.Сьепи, Н. Росси-Лемени, Р. Скотто, М. Френи, Ф. Коссотто, Г. Туччи, Ф. Корелли, Д. Раймонди, С. Брускантини, П. Капучилли, Т. Гобби. Стиль Б. оказал влияние на большинство европ. нац. вок. школ, в т.ч. на русскую. Мн. представители иск-ва Б. гастролировали и преподавали в России. Рус. вок. школа, развиваясь самобытным путём, минуя период формального увлечения певческим звуком, использовала технич. принципы итал. пения. Оставаясь глубоко нац. художниками, выдающиеся рус. артисты Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов и др. владели в совершенстве иск-вом Б. Совр. итал. Б. продолжает оставаться эталоном классич. красоты певческого тона, кантилены и др. видов звуковедения. На нём основано искусство лучших певцов мира (Д. Сезерленд, М. Каллас, Б. Нильсон, Б. Христов, Н. Гяуров и др.).
Литература: Мазурин К., Методология пения, т. 1-2, М., 1902-1903; Багадуров В., Очерки из истории вокальной методологии, вып. I, M., 1929, вып. II-III, M., 1932-1956; Назаренко И., Искусство пения, М., 1968; Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, пер. с итал., Л., 1972; Laurens J., Belcanto et йmission italien, P., 1950; Duey Ph. A., Belcanto in its golden age, N. У., 1951; Maragliano Mori R., I maestri dei belcanto, Roma, 1953; Valdornini U., Belcanto, P., 1956; Merlin A., Le belcanto, P., 1961.Л. Б. Дмитриев.