Музыкальная энциклопедия - белград
Связанные словари
Белград
В нач. 20 в. муз. жизнь Б. начинает развиваться быстрее. В 1903 на сцене т-ра "Народно позориште" была пост. первая серб. опера "На заре" С. Бинички. В 1909 певец И. Савич организовал частную оперную труппу, репертуар к-рой состоял из неск. итал. опер и популярных муз. комедий; здесь были пост. также оперы "Князь Иван из Сомберии" И. Баича и "Мать" И. Урбана.
Продолжалась деятельность Белградского хор. об-ва, к-рое с 1887 возглавлял С. Мокраняц. Он же создал первый в Б. струнный квартет, а также организовал Союз хор. об-в и Ассоциацию серб. музыкантов. В 1899 по инициативе С. Мокраняца, С. Бинички и Ц. Манойловича в Б. открылось первое постоянно действующее муз. учебное заведение Сербская школа музыки (ныне Гос. средняя школа им. С. Мокраняца), в 1912 учреждена Ассоциация камерной музыки, проводившая регулярные камерные вечера.
Значит. подъём муз. культуры Б. наступает после образования единого югосл. гос-ва. В 1920 в "Народно позориште" была выделена самостоятельная оперная труппа. Под рук. Бинички и С. Христича труппа расширила репертуар, часть к-рого составляли произведения славянских композиторов и оперы югосл. авторов: Христича, П. Конёвича, К. Барановича, С. Настасиевича, Я. Готоваца, И. Зайца и др. В 1922 создана балетная труппа. Большой вклад в развитие т-ра внёс дирижёр Л. Матачич, руководивший оперой в 30-е гг. Были организованы опереточные труппы, ставившие гл. обр. классич. венские оперетты, а также сочинения Енко, А. Пордеса, И. Тиярдовича.
В 20-х гг. в Б. возникают постоянные проф. конц. организации. В 1923 создаётся Белградское филармонич. об-во, основу к-рого составлял первый в Б. проф. симф. оркестр. Позднее начинают работать постоянно действующие камерные ансамбли Белградский фортепианный квартет и Белградское трио, камерный оркестр "Коллегиум музикум" при ун-те под рук. М. Милоевича.
В 1937 Белградская муз. школа была преобразована в Музыкальную академию, при к-рой работала и средняя муз. школа. В годы фашистской оккупации муз. жизнь Б. по существу прекратилась, мн. коллективы распались, музыканты стали участниками освободит. борьбы. Здание оперного т-ра было повреждено бомбардировкой и пожаром.
После освобождения Б. от фашистской оккупации (1944) муз. жизнь столицы начала развиваться с большой интенсивностью. Уже в 1945 возобновились спектакли оперной труппы т-ра "Народно позориште", к-рым (с небольшим перерывом до 1963) руководил О. Данон. Создана новая труппа, в к-рую вошли лучшие серб. певцы. Основу репертуара т-ра составили произв. югосл. композиторов, классич. рус. и итал. оперы. Среди солистов т-ра М. Чангалович, А. Маринкович, М. Бугаринович, З. Джюнгенац, З. Зикова, Н. Цвеич, В. Хейбал, Р. Бакочевис, С. Стоянович, П. Милошевич, В. Бабич.
К 60-м гг. конц. жизнь достигла высокого уровня. Продолжает свою деятельность оркестр филармонии, возглавляемый дирижёрами К. Барановичем, Л. Якичем, Ж. Здравковичем. В 1967 открыт конц. зал филармонии, работают коллективы радио Симф. оркестр, камерный оркестр, смешанный хор, струн. квартет (выступают также в открытых концертах). Большую муз.-просветительскую работу ведут коллективы Дома Югославской Нар. армии академич. хор (осн. в 1945) и симф. оркестр (осн. в 1947). В Б. работают также: хор "Белградские мадригалисты", камерно-инстр. ансамбли, ансамбль нар. танца "Коло", любительские коллективы. Помимо Музыкальной академии, с 1957 в составе серб. Академии иск-в работает Музыковедч. ин-т Сербской АН. Созданы Союз композиторов Югославии и др. объединения профессиональных музыкантов.
Литература: Pеjevic R., Les centres musicaux, "Zvuk", Beograd, 1967, No 77-78, p. 121.M. M. Яковлев.