Музыкальная энциклопедия - беллини в.
Связанные словари
Беллини в.
Творч. деятельность Б. совпала с ростом нац.-освободит. движения в Италии. В музыке Б. нашли отражение умонастроения итал. народа, страдавшего под гнётом австрийцев и местных реакционных правителей. Постановки опер Б. в Италии неоднократно сопровождались патриотич. демонстрациями. В операх "Норма" (сюжет из эпохи восстания угнетённого галльского племени против Рима), "Пуритане" (одна из тем оперы борьба между демократически настроенными пуританами и приверженцами монархии) и др. произв. зрители улавливали актуальный политич. смысл.
Музыке Б. свойственны романтич. приподнятость и в то же время мягкий лиризм. Мастер бельканто, Б. оказал большое влияние на развитие вок. иск-ва. На произв. Б. совершенствовались выдающиеся певцы (Дж. Гризи, М. Малибран, Дж. Паста, Дж. Рубини, А. Тамбурини, Л. Лаблаш и др.). Основу музыки Б. составляет выразит. вок. мелодика, впитавшая интонации и ритмы итал. нар. песен, а также массовых песен борьбы и сопротивления. Мелодии Б. вокальны, отличаются широтой дыхания, непрерывностью развития (украшения, обвивая мелодию, становятся её составной частью, подчёркивая протяжённость и плавность распева). Гармония и инструментовка в операх Б., как правило, просты.
Б. обладал тонким поэтич. вкусом. Бережно относясь к слову, он добивался тесной связи музыки и текста, стремился к естеств. воплощению речевых интонаций в музыке. Б. явился реформатором итальянского оперного речитатива, сочетая речевые интонации с напевностью.
В. Беллини. Каватина Адины из оперы "Сомнамбулы". Автограф.
Творч. достижения Б. подготовили мн. открытия Дж. Верди. Иск-во Б. высоко ценили Ф. Шопен, Л. Керубини, Ф. Лист, Г. Гейне и др. М. И. Глинка, сблизившись с Б. во время своего пребывания в Италии, написал неск. произв. на его темы ("Рондо на тему из оперы "Капулети и Монтекки", "Блестящий дивертисмент на тему из "Сомнамбулы" и др.).
Сочинения: 11 опер, в т. ч. Пират (Il Pirata, 1827, т-р "Ла Скала", Милан), Чужестранка (La Straniera, 1829, там же), Заира (1829, Новый герцогский т-р, Парма), Капулети и Монтекки (1830, т-р "Фениче", Венеция), Сомнамбула (1831, т-р "Каркано", Милан), Норма (1831, т-р "Ла Скала", Милан), Беатриче ди Тенда (1833, т-р "Фениче", Венеция), Пуритане (I Puritani e i Cavalieri, 1835, "Театр Итальен", Париж); симфонии D-dur (1818), Es-dur, d-moll, B-dur, c-moll, d-moll, Es-dur (1821-24), концерт для гобоя и орк.; духовная музыка; арии; романсы, канцонетты и др.Письма: Le lettere di Bellini, Catania, 1935.Литература: Серов A., Беллини, его деятельность и значение, "Пантеон", 1854, т. 15, No 5; Бронфин Е., Винченцо Беллини, "СМ", 1960, No 9; Pоugin A., Bellini, sa vie, ses oeuvres, P., 1868; Berlioz H., Mйmoires, v. 1, P., 1870 (рус. пер. М., 1967); Pizzetti J., La musica di V. Bellini, Firenze, 1914; eго жe, V. Bellini..., Mil., 1936; Wagner R., Bellini, ein Wort zu seiner Zeit, в его кн.: Sдmtliche Schriften und Dichtungen, Bd XII, Volksausgabe, (Lpz.), 1914, S. 19-21; Pastura F., Bellini secondo la storia, Parma, 1959; Оrrey L., Bellini, L., 1969; Weinstock H., Vincenzo Bellini, his life and opera, N. Y., 1971. Е. P. Бронфин.