Музыкальная энциклопедия - беляевский кружок
Связанные словари
Беляевский кружок
Преемственно связанный с "Могучей кучкой", Б. к. не выдвигал определённой идейно-художеств. программы. Как яркие творч. индивидуальности в нём выделялись Лядов и Глазунов. Творчество большинства "беляевцев", в отличие от смелого боевого новаторства "Могучей кучки", носило академич. замкнутый, нередко эпигонский характер. Преимуществ. внимание уделялось вопросам проф. мастерства и технологии. На первый план выдвигались инстр. жанры и отчасти камерно-вок. лирика. Опера, занимавшая важнейшее место в творчестве Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, почти совсем выпадает из поля зрения "беляевцев". Приёмы творчества "кучкистов", гл. обр. Римского-Корсакова, часто приобретали у композиторов Б. к. внешний, формальный характер. Сам Римский-Корсаков критически относился к этим тенденциям, осуждая молодых "беляевцев" за отсутствие творч. смелости, нек-рый идейный индифферентизм и проф. ограниченность.
Литература: Курбанов М. М., Воспоминания о беляевском кружке и о "беляевских пятницах", в кн.: Памяти Митрофана Петровича Беляева. Сб. очерков, статей и воспоминаний, Париж, 1929; Римский-Корсаков A. H., H. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, вып. 3, М. 1936; Глиэр Р., Встречи с беляевским кружком, "СМ", 1949, No 8; Кюи Ц., Итоги русских симфонических концертов. Отцы и дети, Избр. статьи, Л., 1952, с. 381-86; Асафьев Б. В., Из моих бесед с Глазуновым (К десятилетию со дня его кончины), в кн.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 2, М., 1954; Римский-Корсаков H. A., Полное собр. соч., Литературные произведения и переписки, т. 1, М., 1955; Летопись моей музыкальной жизни, СПБ, 1909, М., 1955; Золотарёв В., Воспоминания о моих великих учителях, друзьях и товарищах, М., 1957; Асафьев В., Русская музыка XIX и начало XX в., Л., 1968.А. И. Кандинский.