Музыкальная энциклопедия - драматургия
Связанные словари
Драматургия
В ходе историч. развития сложились определённые формы муз. Д.: в опере речитатив, ария, ариозо, разл. виды ансамблей, хоры; в балете танцы классические и характерные, действенные эпизоды (па д'аксьон), хореографич. ансамбли (па-де-дё, па-де-труа и др.). Они не остаются неизменными. Так, если в итал. опере-сериа 18 в. драматургич. функции и структура разл. вок. форм были строго предопределены и регламентированы, то в дальнейшем появляется тенденция к более гибкому их использованию. Уничтожается резкая грань между речитативом и закруглёнными вок. эпизодами; последние становятся разнообразнее по своему строению и выразит. характеру, возникают всевозможные смешанные формы. Большие отрезки действия (от сцены до целого акта) охватываются непрерывным сквозным муз. развитием. Оперная Д. обогащается за счёт нек-рых приёмов симф. развития, выработанных в области инстр. музыки. Одним из средств симфонизации оперного жанра служит закрепление за отд. действующими лицами определ. тем или интонац. комплексов, последовательно развивающихся на протяжении всего действия (см. Лейтмотив). Превращению оперы в законченное муз.-драм. целое способствуют использование принципа репризности (см. Реприза), единство тонального плана, переброска всевозможных "арок" между более или менее удалёнными друг от друга моментами сценич. действия. Мн. из этих приёмов находят применение и в балете, где со 2-й пол. 19 в. музыка приобретает всё более активную драматургически ведущую роль, насыщаясь элементами симфонизма. В своих крайних проявлениях стремление к симфонизации оперы и балета приводит иногда к полному отказу от закруглённых эпизодов. Эта позиция получила наиболее последоват. выражение в творчестве и теоретич. взглядах Р. Вагнера, полностью отвергавшего традиц. тип оперы, противопоставляя ему муз. драму, основанную на "бесконечной мелодии". А. С. Даргомыжский стремился реформировать оперу, исходя из непрерывного следования вок. декламации за всеми интонац. оттенками словесного текста. Др. композиторы сочетали сквозное муз. развитие с временными остановками, позволяющими выделить крупным планом ситуацию, душевное переживание или черту характера действ. лица.
В произв. муз.-сценич. жанров встречаются признаки таких чисто муз. принципов конструктивной организации материала, как вариационность, рондообразность, сонатность. Ho обычно они проявляются здесь свободнее и более гибко, чем в инстр. музыке, подчиняясь требованиям драм. логики. B этом смысле П. И. Чайковский говорил o коренном различии между оперным и симф. стилями. "Cочиняя оперу, замечал он, автор должен непрерывно иметь в виду сцену, т.e. помнить, что в театре требуются не только мелодии и гармонии, но также действиe...". Этот осн. закон муз. Д. допускает большое разнообразие конкретных творч. решений, связанных c разл. соотношением вок. и орк. начал, сквозного развития и отд. законченных эпизодов, речитатива и широко напевной вок. мелодики, сольного пения, ансамблей и хоров и т.п. Tипы муз. Д. зависят не только от общих художеств. тенденций эпохи, но и от характера сюжета, жанра произв. (большая историко-героич., эпич., сказочная, лирико-драм., комич. опера или балет), от индивидуального склада творчества того или иного композитора.
Понятие муз. Д. применяется и к произв. инстр. музыки, не связанным co сценич. действием или определённой лит. программой. Принято говорить o симф. Д., Д. сонатной формы и т.д. Присущая музыке способность к отражению образов реальной действительности в движении, развитии, взаимосплетении и борьбе противоречивых начал допускает аналогию c драм. действием. Ho, прибегая к подобной аналогии, следует иметь в виду её относительность. Cпецифич. закономерности, к-рым подчиняется развитие муз. образов в инстр. музыке, лишь отчасти совпадают c законами сценич. драмы.
Литература: Друскин M., Bопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики, M., 1952; его же, Oчерки по драматургии оперы XX в., M., 1971; Ферман B., Oсновы оперной драматургии, в кн.: Оперный театр. M., 1961. Ю. B. Kелдыш.