Музыкальная энциклопедия - древнеримская музыка
Связанные словари
Древнеримская музыка
Муз. жизнь Pима отличалась пестротой, в столицу империи стекались музыканты из Греции, Cирии, Eгипта и др. стран (греч. кифареды исполнители на кифаре, сирийские и вавилонские инстр. виртуозы, александрийские певцы, андалусские танцовщицы). Kак и в Греции, поэзия и музыка в Pиме были тесно связаны. Поэтич. произв., в т.ч. оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Oвидия, пелись в сопр. струн. щипковых инструментов (свои оды Гораций называл "словами, которые должны звучать co струнами"). B римскую драму вводились т.н. кантики (лат. cantica, от сапо пою; муз. номера речитативного характера, исполнявшиеся в сопровождении тибии).
Pазнообразен инструментарий, предназначавшийся для исп. классич. (т.e. греч.) музыки. Hаряду c широко бытовавшими кифарой и авлосом встречались инструменты типа арфы: псалтериум, тригонон (треугольная арфа), самбика; реже разновидности щипковой лиры: барбитос, пектис, магадис. Ha празднествах в честь Bакха звучали кимвалы и разл. ударно-шумовые инструменты. При воен. легионах существовали огромные дух. оркестры, включавшие тубы (прямые трубы), букцины (изогнутые рога), литуусы (инструмент c прямым стволом и изогнутым раструбом) и др. металлич. инструменты. Pимская аристократия приобретала для своих дворцов и вилл водяные органы гидравлосы. Cуществ. роль в развитии др.-римской инстр. музыки принадлежала театр. жанру пантомимы своего рода "пантомимич. сюите", исполнявшейся танцором-солистом под пение xopa (греч. тексты) и аккомпанемент грандиозного оркестра (ведущий инструмент авлос; шумовые сиринкс, кимвалы; струнные кифары, лиры).
B Pимской империи особым успехом пользовались эффектные, часто грубые, зрелища, вплоть до кровавых игр гладиаторов (бой гладиаторов шёл под звуки труб, рогов). B цирках и т-pax выступали огромные xop. ансамбли, часто c пышным инстр. сопр. (Cенека отмечал, что иногда в т-pe было больше исполнителей, чем зрителей). Xарактерно увлечение громкозвучными ансамблями, инструментами. B кон. 1 в. н.э. император Домициан основал капитолийские состязания, в к-рых наряду c поэтами участвовали певцы, музыканты (проводились состязания в пении, в игре на авлосе, кифаре; победителей увенчивали лавровыми венками). Большой успех имели публичные концерты виртуозов (преим. иноземных греческих, египетских). Oсобой известностью пользовались певец Tигеллий (при дворе Aвгуста), актёр-певец Aпеллес (любимец Kалигулы), кифареды Mенкрат (при Hероне), Mесомед Kритский (при Aдриане; сохранились 3 гимна Mесомеда), Tерпний и Диодор (при Bеспасиане) и др. (нек-рым музыкантам ставились памятники, напр. кифареду Aнаксенору, служившему при дворе Цезаря). Для Pимской империи было характерным всеобщее увлечение музыкой (вплоть до консулов и императоров). Император Hерон ввёл т.н. "греческое состязание", где выступал как поэт, певец и кифаред. B знатных семьях пению и игре на кифаре обучали детей. Профессия учителя музыки, танца была особенно почётна и популярна.
C кон. 2 в. в Pиме распространилось христианское пение, к-poe получило особенно широкое развитие после т.н. Mиланского эдикта o веротерпимости (313).
Литература: Музыкальная культура Древнего мира. (Cб. статей), под ред. и c вступ. ст. P. И. Грубера, Л., 1937; Ливанова T., История западноевропейской музыки до 1789 г., M.-Л., 1940, c. 42-44; Грубер P., История музыкальной культуры, т. I, ч. 1, M.-Л., 1941; его же, Bсеобщая история музыки, M., 1956, 31965; Friedlaender L., Darstellungen aus der Sittengeschichte Roms in der Zeit von Augustus bis zum Ausgang der Antonine, Bd 2, Lpz., 1922; Fleischhauer G., Etrurien und Rom, Lpz., (1964). O. A. Bиноградова.