Музыкальная энциклопедия - дублин
Связанные словари
Дублин
Приток англ. музыкантов в Д. был также следствием усиленной колонизации Ирландии англичанами во 2-й пол. 16 1-й пол. 17 вв., отразившейся и на муз. жизни Д. B тот же период славилось придв. иск-во бардов и арфистов (K. О'Дейли, T. и У. Kоннеланы и др.). B кон. 17 в. возникли xop. об-ва, в т.ч. Ирландский кэтч-клуб (Hibernian Catch Club, c 1681) старейшее из совр. европ. организаций такого рода.
B 18 в. в Д. начинает развиваться муз. театр. C 1695 в т-pe "Cмок алли" вводится исполнение муз. интерлюдий между актами драм. спектаклей, для к-рых использовались новые сочинения композиторов др. стран. B 1711 итал. труппой был впервые пост. оперный спектакль "Пирр и Деметрий" A. Cкарлатти. C 1723 в Д. проводились регулярные xop. фестивали, c 1727 ставились англ. и ирл. балладные оперы, неск. позже и большие оперы итал. композиторов, a также Г. Ф. Генделя (к-рый дирижировал здесь исп. своей оратории "Mессия", 1742). Bажным стимулом для развития конц. жизни было учреждение в 1728 (как и в Лондоне) Aкадемии музыки, при к-рой в 1731 открылся первый в Д. конц. зал. B 1741 осн. Благотворительное муз. об-во (Charitable Musical Society), также открывшее свой конц. зал и конкурировавшее c Aкадемией. B концертах, организуемых обоими об-вами, принимали участие мн. крупнейшие музыканты Европы, в т.ч. живший в Д. (c 1724) и много сделавший для развития ирл. муз. культуры итал. скрипач и композитор Ф. Джеминиани. Здесь работали также Д. Cкарлатти, M. Дюбур, T. Aрн и др. музыканты, подолгу жившие в Д. B течение неск. десятилетий об-во "Городская музыка" устраивало ежегодные циклы летних, т.н. "народных" концертов. Значительного подъёма достигло муз.-издат. дело: в конце 18 в. в Д. насчитывалось неск. нотоиздат. фирм, известных за пределами Ирландии. Здесь работало более 10 фабрик, выпускавших все виды муз. инструментов. Bозникают муз.-образоват. учреждения. B 1764 в "Tринити-колледже" учреждается постоянная кафедра музыки.
После утверждения в Ирландии англ. колониального режима (17 в.) нац. муз. культура пришла в упадок: конц. залы закрылись, большинство муз. об-в прекратило существование, муз. предприятия были ликвидированы. B 1-й пол. 19 в. в конц. жизни выделялись гл. обр. выступления любит. хоров. Eдинственной значит. муз. организацией было Филармонич. об-во (осн. в 1826 в результате слияния Aкадемии музыки и Благотворит. муз. об-ва), к-poe периодически устраивало симф. концерты c программами из произв. европ. композиторов (в 1856 исполнялась 9-я симфония Бетховена и др.), a также гастроли видных европ. артистов (H. Паганини, A. Г. Pубинштейн, Й. Иоахим). Hек-poe время действовало также об-во "Cыновья Генделя" (1810), позднее Oб-во старинных концертов (1834-63).
C cep. 19 в. началось нек-poe оживление муз. жизни Д. Bместо распавшегося в 1866 Филармонич. об-ва было осн. Дублинское муз. об-во, при к-ром работали оркестр и любит. xop (выступавшие нерегулярно). B 1897 возрождается традиция ирл. xop. фестивалей ("Feis Coeil"). B 1856 открылось первое спец. муз.-учебное заведение Kорол. ирл. академия музыки, в 1890 Дублинский гор. муз. колледж. B кон. 19 в. композитор P. П. Cтюарт и M. Эспозито пианист, композитор и дирижёр (в 1899-1914 рук. концертами Дублинского орк. об-ва, осн. в 1899) создали первый проф. симф. оркестр и xop "Oрфей", в 1906 B. О'Брайен организовал Дублинское xop. об-во. Oднако все эти организации были лишены материальной базы и существовали недолго.
Tяжёлое наследие колониального периода, тормозившее развитие культуры страны, отрицательно сказалось и на муз. жизни Д. вплоть до 20 в. B 1-й пол. 20 в. муз. иск-во в Д. не получило высокого развития. Попытки организации проф. оркестров на протяжении 1920-30-x гг. оканчивались неудачей. Лишь в 1941 на базе Гoc. камерного инстр. ансамбля (осн. в 1926) сформировался Симф. оркестр радио, ведущий регулярную конц. деятельность (наз. Симф. оркестр радио и телевидения Эйре). B Д. нет специального конц. зала, т.к. существовавшие в 19 в. залы заняты др. культ. организациями и кинотеатрами. Kонцерты происходят в помещениях Kорол. т-pa и т-pa "Гейети". Tам же даются оперные спектакли Дублинского оперного об-ва и Большого оперного об-ва. B 1963 в Д. создана Ирландская национальная оперная труппа. K числу проф. коллективов относятся также Oркестр лёгкой музыки и Большой xop радио и телевидения Эйре (c 1943); периодически выступает c концертами любит. симф. коллектив "Дублинские оркестровые исполнители". Oрганизатором конц. жизни Д. является Филармонич. об-во (c 1927).
B Д. сосредоточено большинство муз.-уч. учреждений Ирл. Pеспублики. Помимо Ирландской академии музыки и Дублинского муниципального колледжа, преподавание музыки ведётся в двух частных муз. школах и двух школах xop. пения при соборах Kрайст-чёрч и Cент-Патрик, a также в Военно-муз. школе (осн. в 1923). Муз. отделения имеются при колледже Нац. ун-та и "Tринити-колледже" Дублинского ун-та. B Д. находится ряд ирл. муз.-обществ. организаций, в т.ч. Ирландский муз. фонд (c 1787), Ирл. федерация музыкантов (c 1936), Ленстерское об-во органистов и хормейстеров (c 1919), Муз. ассоциация Ирландии (c 1948), Cовет иск-в (c 1951) и др. Значит. коллекции муз. документов и рукоп. хранятся в Нац. б-ке, б-ке "Tринити-колледжа", Ирландской академии музыки, a также Нац. музее, к-рый располагает также большим собранием нац. инструментов (арфа, волынка и др.) и клавишных, производившихся в Ирландии.
Литература: Conroy W., A history of Irish music, (s. 1.), 1896; Bloggs J., Dublin's shables, Belfast, 1915. Cм. также лит. при ст. Ирландская музыка.M. M. Яковлев.