Музыкальная энциклопедия - электромузыкальные инструменты
Связанные словари
Электромузыкальные инструменты
Существуют 2 вида Э. и. Первый вид Э. и. со свободной интонацией; подобно человеческому голосу и струн. смычковым инструментам они позволяют извлекать звуки любой высоты в пределах их диапазона. В них применяются генераторы с перестраиваемой в процессе исполнения частотой. Это инструменты 1-голосные, реже 2-голосные; для игры на них обычно служит спец. линейка, т. н. гриф, на к-рый в определ. месте нажимают пальцем; при этом возможно пальцевое вибрато и плавное изменение высоты звука, достигаемое скольжением пальца по грифу (глиссандо). Подобные инструменты дают возможность выразительного исполнения мелодии. Второй вид клавишные Э. и. с фиксированной интонацией, как, напр., в фп. и органе; они имеют набор заранее настроенных генераторов. Среди них наиболее распространены электроорганы, снабжённые такой же системой мануалов, педалей и регистров, что и обычные органы: простейшие модели имеют 1 клавиатуру. В многогол. Э. и. достаточно использовать 12 генераторов, соответствующих 12 звукам одной октавы, остальные же звуки можно получать путём деления или умножения частоты. Задающие генераторы Э. и. позволяют обеспечить большую стабильность частоты колебаний, необходимую для сохранения строя инструмента, чем генераторы с перестраивающейся частотой. Для создания характерных тембров задают определ. форму электрич. колебаний, одинаковую для колебаний разных частот, либо добавляют к каждому колебанию осн. частоты в качестве обертонов колебания от др. генераторов того же инструмента, сохраняя между амплитудами обертонов определ. отношения. Придать тембру характерность можно др. способом выделением с помощью электрич. фильтров обертонов в определённых узких полосах частот (т. е. созданием т. н. формантных областей звукового спектра). В нек-рых Э. и. генерируются шумоподобные звучания, обнимающие отд. участки спектра т. н. белого шума. В каждом Э. и. предусматривается возможность придания звучанию разл. тембров и имеются устройства (кнопки, клавиши) для переключения тембров. Применяются устройства для плавного усиления звука при включении (мягкая атака) и затухания при выключении с регулируемыми в широких пределах скоростями этих процессов, а также для периодич. изменения высоты и силы звука (вибрато), придающего звучанию более живой характер. Громкость звука регулируется педалью. В адаптеризованных Э. и. звуковые возможности обычного инструмента расширяются за счёт электрич. преобразования тембра, регулировки силы и др. характеристик звука. Принципиальное отличие Э. и. от обычных инструментов состоит в том, что конструктор может предусматривать для своего инструмента любые (в пределах технически достижимого) тембровые характеристики звуков, число голосов, возможность тонкой регулировки громкости отд. звуков, а также технику исполнения.
Первые сведения о применении электромеханич. генераторов для получения звуковых колебаний относятся к сер. 19 в. В 1885 нем. учёный Э. Лоренц использовал принцип электрич. прерывателя для возбуждения струн и камертонов. В 1897 амер. профессор Т. Кахилл построил орган, т. н. телармониум (весил более 200 тонн), в к-ром использовались вращающиеся электромагнитные механизмы, и передавал исполняемую на нём музыку абонентам телефонной сети Нью-Йорка. Однако практически Э. и. получили развитие после изобретения электронных ламп и совершенствования способов генерации и усиления колебаний. В 1920 сов. учёный-инженер Л. С. Термен сконструировал 1-гол. Э. и. на электронных лампах, получивший назв. по его имени терменвокс. Высота тона в нём изменялась с помощью приближения к антенне и удаления от неё руки исполнителя. Антенна терменвокса металлич. стержень, соединённый с колебат. контуром генератора. Управление громкостью производилось аналогич. способом, в нек-рых последующих модификациях с помощью педали. Терменвокс демонстрировался в 1921 на 8-м Всероссийском электротехнич. съезде, на к-ром обсуждался план ГОЭЛРО; В. И. Ленин одобрил изобретение и даже попробовал играть на этом инструменте. В терменвоксе колебания звуковой частоты возникают как биения колебаний 2 высокочастотных генераторов, частота одного из к-рых управляется исполнителем. В кон. 20-х гг. терменвоксы получили широкое распространение за рубежом (в 1927 Термен выступал с концертами на терменвоксе на Франкфуртской муз. выставке, затем в др. городах стран Зап. Европы и Сев. Америки). В 1930 Ф. Траутвейн в Германии построил 1-гол. клавишный Э. и., т. н. траутониум, в к-ром для получения звуковых колебаний с богатым гармонич. спектром был применён генератор на лампе тлеющего разряда. Он впервые применил для формирования тембра формантные фильтры. Одним из первых многогол. Э. и. был орган Л. Хаммонда (США, 1934), имевший электромеханич. генераторы и усилители на электронных лампах. В СССР в 20-30-е гг. разработаны первые грифовые и клавишные 1-гол. Э. и. сонар Н. С. Ананьева, виолена В. А. Гурова и В. И. Волынкина (1922), затем экводин А. А. Володина (1932), эмиритон А В. Римского-Корсакова, А. А. Иванова, В. Л. Крейцера и В. П. Дзержковича (1935). В 50-е гг. С. Г. Корсунский и И. Д. Симонов сконструировали ламповый электронный гармониум, в к-ром громкость звука регулировалась глубиной нажима на клавишу, затем транзисторный Э. и.
В 30-е гг. были разработаны модели разл. адаптеризованных Э. и. гитар, балалаек, скрипок, виолончелей, а также клавишных инструментов первый адаптеризованный рояль изготовлен фирмами "Бехштейн" и "Сименс" под рук. нем. физика В. Нернста в 1931. Интенсивное развитие электронной техники и технологии в 50-е гг. привело к значит. расширению возможностей Э. и., уменьшению габаритов и стоимости, улучшению качества звучания. С 1952 электронные средства используются для получения записей на магнитофонную плёнку без участия исполнителей (аппаратура Экспериментальной студии электронной музыки Кёльнского радиовещания, электронный синтезатор в Принстоне и др.) имитируются человеческий голос, исполнение на скрипке, фп. и др. Устройства, к-рые применяются в этих студиях, основаны на идее синтеза муз. звуков. Развиваясь на основе Э. и., они представляют собой качественно иную, более высокую ступень развития, становясь инструментально-технич. базой для т. н. электронной музыки. Основоположником этого направления был сов. изобретатель Е. А. Шолпо, к-рый впервые предложил метод получения "рисованного звука" (искусств. фонограммы), дающий возможность с помощью особого аппарата (т. н. вариофона) производить оптич. запись на киноленте замедленного исполнения музыки по разметке в нотах, указывающей длительность, громкость и др. характеристики каждого звука. В 1949, развивая идеи Шолпо, сотрудники лаборатории Всесоюзного НИИ звукозаписи Г. А. Гольдберг, Ю. В. Новиков, А. А. Володин и И. Г. Богатырёв разработали синтезирующий аппарат для замедленной записи многогол. музыки на магнитную ленту, позволяющий прослушивать и исправлять исполнение в процессе записи. В 1959 сов. инженер Е. А. Мурзин завершил начатую в 1938 разработку электронного оптич. синтезатора звука АНС (в честь А. Н. Скрябина) с 72 ступенями в октаве. С 60-х гг. синтез муз. звуков, а также целых произв. осуществляется с помощью электронных вычислит. машин (ЭВМ). В память ЭВМ записывается программа создания звуков разл. муз. инструментов, затем по заданной рабочей программе, соответствующей нотному тексту, воспроизводится с помощью громкоговорителей или записывается на магнитную ленту муз. произв. Одноврем. продолжалась разработка новых типов Э. и. В 1975 Термен создал многогол. хор. терменвокс. Совр. композиторы используют Э. и. для создания специфич. эффектов, особенно в прикладной, иллюстративной, театральной и киномузыке. Э. и. широко применяются в эстр. ансамблях. С 1954 в Москве работает ансамбль Э. и. под рук. В. В. Мещерина. Нек-рые сов. композиторы включают Э. и. в свои партитуры (С. Н. Василенко, Г. В. Свиридов, М. С. Вайнберг, Ю. А. Левитин, Н. И. Пейко, А. С. Зацепин, Д. Ф. Тухманов). Среди заруб. композиторов, использующих Э. и., Э. Варез, О. Мессиан, К. Штокхаузен.
Литература: Корсунский С., Симонов И., Электронномузыкальные инструменты, М.-Л., 1957; Термен Л., Физика и музыкальное искусство, М., 1966; Володин A., Электронные музыкальные инструменты, М., 1970; Волошин В., Федорчук Л., Электромузыкальные инструменты, М., 1971; Кузнецов Л., Перспективы развития электромузыкальных инструментов. Обзорная информация ЦБНТИ ММП, в серии: Производство музыкальных инструментов, вып. 2, М., 1973; Моль A., Фукс В., Касслер М., Искусство и ЭВМ, М., 1975; Ломакин Л., ЭМИ вчера, сегодня, завтра, "Радио", 1976, No 10, с. 35-37; Meдведовский Д., Гузевич О., Электромузыкальные щипковые инструменты, Л., 1979; Dоrf R., Electronic musical instruments, N. Y., 1968; Grоwhurst N. H., Electronic musical instruments, Blue Ridge Summit (Pennsylvania), 1972; Judd F. С., Electronics in music, L., 1972; Sear W., A guide to electronic music and synthesizers, L., 1972; Juster F., Petits instruments йlectroniques de musique et leur rйalisation, P., 1973; Eimert H., Humpert H. U., Das Lexikon der elektronischen Musik, Regensburg, 1973; Brown R., Experimenting with electronic music, Slough, 1974? Howe H. S., Electronic music synthesis. Concepts, facilities, techniques, N. Y., 1975; Engel G., Elektromechanische und vollelektronische Musikinstrumente, Tl 1-4, В., 1975; Ward В., Electronic music circuit guidebook, Summit (Pennsylvania), 1975; Crowhurst N., Electronic organs, v. 3, Indianapolis, 1975; Musical instruments of the world, Wash., 1976, p. 256, 257, 259; La musique йlectronique: MUN art scientifique, "Radio plans", 1977, No 350, p. 94-98.З. M. Красновский.