Музыкальная энциклопедия - энгармонизм
Связанные словари
Энгармонизм
Художеств. использование Э. в европ. музыке относится к нач. 16 в. (А. Вилларт, дуэт "Quid non ebrietas"); Э. широко применялся в хроматич. мадригале 16-17 вв., особенно венецианской школы. Со времени И. С. Баха он становится важным средством внезапной модуляции, а основанный на нём круг из 30 тональностей мажора и минора необходимой для классико-романтич. муз. форм модуляционной сферой. В тональной хроматич. системе 20 в. отношения Э. переносятся и на внутритональные связи, напр. в начале 3-й части 6-й фп. сонаты Прокофьева аккорд нVI> ступени (бемольной стороны) мелодически фигурируется звуками энгармонически тождественной ей в V ступени (диезной стороны; в записи отрывка энгармонич. упрощение):
С. С. Прокофьев. 6-я соната для фп., часть III.
Предельной степени сгущение Э. достигает в 12-тоновой музыке, в которой энгармоническое переключение становится фактически непрерывным (нотный пример перманентного Э. см. в ст. Додекафония, колонка 274).
Литература: Ренчицкий П. Н., Учение об энгармонизме, М., 1930; Оголевец А. С., Введение в современное музыкальное мышление, М.-Л., 1946; Тюлин Ю. (H.), Краткий теоретический курс гармонии, Л., 1960, перераб. и доп., М., 1978; Переверзев Н. (К.), Проблемы музыкального интонирования, М., 1966; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Beldemandis P. de., Libellus monocordi (1413), в кн.: Coussemaker E. de, Scriptorum de musica medii aevi. Novam seriem..., t. 3, Parisiis, 1869, факсим. переизд. Hildesheim, 1963; Vicentino N., L'antica musica ridotta alla moderna prattica..., Roma, 1555, факсим. переизд. Kassel, 1959; Scheibe J. A., Compendium musices... (ок. 1730-36), в кн.: Benary P., Die deutsche Kompositionslehre des 18. Jahrhunderts, Lpz., 1961; Levitan J. S., A. Willaert's famous duo, "Tijdschrift der Vereeniging vor Nederlandse Muziekgeschiedenis", 1938, bd 15; Lowinsky E. E., Tonality and atonality in sixteenth-century music, Berk.-Los Ang., 1961.Ю. Н. Холопов.