Музыкальная энциклопедия - фаминцын а. с.
Связанные словари
Фаминцын а. с.
Муз.-критич. взглядам Ф. свойственна односторонность; он был одним из противников "Могучей кучки". В 1869 полемизировал с В. В. Стасовым по вопросам народности, нац. характерности и программности, обнаружил при этом ограниченность в оценке передовых явлений рус. музыки. Полемика со Стасовым дала повод Ф. затеять судебный процесс, однако выдвинутое им против Стасова обвинение в клевете судом не было признано. Самодовольство и консерватизм Ф. увековечены М. П. Мусоргским в муз.-сатирич. памфлетах "Классик" (1870) и "Раёк" (1871). Несостоятельность муз.-критич. взглядов Ф. раскрыли Г. А. Ларош и Ц. А. Кюи.
Среди работ Ф. значит. интерес представляют исследования в области нар. муз. творчества и инструментария, в т. ч. "Скоморохи на Руси" (1889), этнографич. этюд "Древняя индо-китайская гамма в Азии и Европе..." (1889), очерки о гуслях (1890) и домре (1891). Перевёл на рус. яз. ряд нем. учебников, среди них "Учебник гармонии" (1868, 2-е изд. 1876), "Учебник фуги" (1873), "Учебник простого и двойного контрапункта" (1874, 3-е изд. 1903) и "Элементарная теория музыки" (с дополнениями Ф.; 1886, 4-е изд. 1900) Э. Ф. Рихтера, "Руководство к правильному построению модуляции" Ф. Дрезеке (1877) и "Всеобщий учебник музыки" А. Б. Маркса (1872, 3-е изд., М., 1893).
Автор муз. произв., в т. ч. опер "Сарданапал" (1875, Мариинский т-р, Петербург), "Уриэль Акоста" (1883), симф. картины "Шествие Дионисия", "Русской рапсодии" для скрипки с оркестром, 3 струн. квартетов, фп. квинтета, пьес для фп., романсов и песен.
Сочинения: Новые явления в нашей музыкальной литературе, "Музыкальный сезон", 1869, 11 декабря; Божества древних славян, (вып. 1), СПБ, 1884; Древняя индо-китайская гамма в Азии и Европе, с особенным указанием на ее проявление в русских народных напевах. (С многочисленными нотными примерами), "Баян", 1888, No 1-5, 7, 9, 10, 12, 14, 16-19, 21, 23, 25, 27, 31, 35, 38, отд. оттиск, СПБ, 1889; Скоморохи на Руси, СПБ, 1889; Гусли. Русский народный музыкальный инструмент. Исторический очерк с многочисленными рисунками и нотными примерами, СПБ, 1890; Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа. Балалайка. Кобза. Бандура. Торбан. Гитара, СПБ, 1891; Начатки теории музыки, СПБ, 1895, М., 1903; Древнеарийские и древнесемитские элементы в обычаях, обрядах, верованиях и культах славян, "Этнографическое обозрение", 1895, кн. 26, то же, отд. оттиск, (М., 1895).Литература: Иванша Дручко (Никольский В. В.), Нечто о тривиальности, "С.-Петербургские ведомости", 1867, 28 дек.; его же, Еще одно, последнее сказание, там же, 1868, 10 янв.; В. С. (Стасов В. В.), Музыкальные лгуны, там же, 1869, 6 июня; его же, Письмо в редакцию и объяснения, там же, 1869, 18 июня; его же, Корреспонденция (полемика с Фаминцыным), там же, 1871, 7 окт.; Кюи Ц. A., Музыкальные заметки, там же, 1869, 21 окт.; 1870, 6 окт., 1871, 22 сент.; Ларош Г. A., Музыкально-литературные заметки, "Современная летопись", 1871, No 7; его же, Музыкальные очерки, "Голос", 1875, 26 ноября; Лисовский H. M., Отзыв о сочинении А. С. Фаминцына "Гусли русский народный музыкальный инструмент", "Записки имп. русского археологического общества", 1891, т. 6, то же, отд. оттиск, СПБ, 1893; Ал. Серг. Фаминцын (некролог), "РМГ", 1896, No 8.Л. Ю. Малинина.