Музыкальная энциклопедия - филипп де витри
Связанные словари
Филипп де витри
Как композитор Ф. де В. создал совершенные образцы мотета. В мотетах Ф. де В. усовершенствовал и упорядочил известную в то время технику изоритмии. Сохранились 12 (возможно, 14) 3и 4-гол. мотетов (обнаружены в 1921-39); 5 из них ("Garrit Gallus In Nova", 1313 или 1314; "Tribum Quoniam secta", 1315-16; "Aman novi Heu fortune", 1315-16; "Orbis orbatus О vos pastores", 1316; "Firmissime Adesto sancta", 1316) входят как муз. номера (вставки) в "Роман о Фовеле" (рукопись "Roman de Fauvel" хранится в Нац. б-ке в Париже, 1316), 9 (принадлежность 2 из них Ф. де В. ещё не установлена) содержатся в кодексе 14 в. ("Ivrea"): "Douce playsance" "Garison" (до 1320), "Colla jugo" "Bona condit" (ок. 1320),
Филипп де Витри. Мотет "Heu, Fortuna subdula..." из "Романа о Фовеле" (1316).
"Tuba" "In arboris" (ок. 1320), "Cum statua" "Hugo" (ок. 330), "Vos quid" "Gratissima matrorum" (ок. 1330), "О canenda" "Rex quem metrorum" (ок. 1335), "Petre Clemens" "Lugentium sicentur" (1342). Возможно, Ф. де В. принадлежат и др. мотеты, известные ныне как анонимные. Он писал также баллады, рондо, лэ (не сохранились). Ф. де В. один из основоположников муз.-поэтич. иск-ва ars nova. Ему приписываются 4 трактата, в т. ч. "Ars nova" (создан, по-видимому, в Париже ок. 1320, авторство Ф. де В. наиболее вероятно) важнейший источник для изучения франц. музыки 14 в. Это первый франц. трактат, легализующий прогрессивные практич. нововведения композиторов 14 в. "moderni cantores" (так они именовались в папской булле "Docta sanctorum", 1324, в к-рой подвергались папой резкой критике). В трактате "Ars nova" наряду с изложением общепринятых в ср.-век. теории понятий Ф. де В. подчёркивает выразит. значение полутона, теоретически закрепляет новое отношение к т. н. musica falsa (ficta), трактуя её как не "фальшивую", а "верную и необходимую", без к-рой "ни одного мотета или ронделя невозможно спеть". Гл. нововведение Ф. де В. легализация 2-дольного метрич. деления наравне с 3-дольным. Этот важнейший в трактате вопрос излагается в последней главе "О несовершенном темпусе" ("De tempore imperfecto"), т. е. о 2-дольном делении бревиса, где Ф. де В. демонстрирует утверждённые им 4 равноправных способа деления бревиса и семибревиса (т. н. 4 пролации), а также символы, обозначающие мензуральные деления длительностей и пропорции (круг, полукруг, то же с точкой, нотация красным цветом и др.). Сохранилось одно поэтич. произв. Ф. де В. "Поэма о Франке Гонтье" (стихотворение об идиллич. жизни дровосека; через 100 лет Ф. Вийон в своей "Противопоэме" "Contrediz" подверг его язвительной критике). Полное собрание муз. соч. Ф. де В. вышло в свет в 1951 (в серии "Corpus Mensurabilis Musicae", подготовлено Амер. ин-том музыковедения).
Литературные сочинения: (издания): Ars nova, в кн.: Соussemaаkеr E. de, Scriptorum de musica medii aevi novam seriem a gerbertina alteram, t. 3, Hildesheim, 1963, p. 13-22; там же, трактаты, приписываемые Ф. де В. и его ученикам: Ars contrapunctus secundum Philippum de Vitriaco, p. 23-27; Ars perfecta in musica magistri Philippoti de Vitriaco, p. 28-35; Philippi de Vitriaco liber musicalium, p. 35-46.Литература: Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М.-Л., 1941, с. 206-08, 211-12; Шишмарёв В., Филипп де Витри, в его кн.: Книга для чтения по истории французского языка IX-XV вв., М.-Л., 1955, с. 356-58; Сапонов М., Мензуральная ритмика и её апогей в творчестве Гильома де Машо, в сб.: Проблемы музыкального ритма, М., 1978; Р. Petrarcae epistolae de rebus (amiliaribus, ed. par J. Fracassetti, Firenze, v. 2-3, 1862-63; Thomas A., Extraits des archives du Vatican..., pt. 4, Philippe de Vitri, "Romania", 1882, t. 11, No 42-43; Riaget A.,...Philippe de Vitri, там же, 1898, t. 27, No 105, p. 55-92; Besseler H., Studien zur Musik des Mittelalters: Die Motette von Franko von Kцln bis Philipp von Vitry, "AfMw", 1927, Jahrg. 8, H. 2; eго же, Die Musik des Mittelalters und der Renaissance, Potsdam, 1931, Darmstadt, 1964; Machabey A., Notice sur Philippe de Vitry, "RM", 1929, t. 10, No 4; Сoville A., Philippe de Vitry, notes biographiques, "Romania", 1933, v. 59; Pognon E., Ballades mythologiques de Jean de la Mote, Philippe de Vitry, Jean Campion, "Humanisme et Renaissance", 1938, v. 5; его жe, De nouveau sur Philippe de Vitry et ses amis, там же, 1939, v. 6; Zwiсk G., Deux motets inйdils de Ph de Vitry et G. de Machaut, "Revue de Musicologie", 1948, v. 30; Gilles A., Contribution а un inventaire, analytique des manuscrits intйressants l'Ars Nova de Philippe de Vitry, "Revue belge de musicologie", 1956, v. 10; Werner E., The mathematical foundation of Philippe de Vitry's Ars Nova, "Journal of the American musicological society", 1956, v. 9, No 2; Schrade L., Philippe de Vitry, some new discoveries, "MQ", 195B, v. 42, No 3; то же в его кн.: De scientia musicae studia atque orationes, Bern, 1967; Reaney G., Ars Nova in France, в кн.: New Oxfoid history of music, v. 3, L., 1960, R. 19-30; Gallo F. A., Tra Giovanni di Gailandia e Filippo da Vitry. Note sulla tradizione di alcuni testi teorici, в сб.: Musica disciplina Yearbook, 1969, v. 23; Thiele S., Zeitstrukturen in den Motetten von Philippe de Vitry und ihre Bedeutung fьr zeitgenцssisches Komponieren, "NZfM", 1974, v. 85.M. A. Сапонов.