Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - филд д.

Филд д.

Фильд (Field) Джон (26 VII 1782, Дублин 11 (23) I 1837, Москва) ирл. пианист, композитор и педагог. Учился игре на фп. у композитора, клавесиниста и певца Т. Джордани в Дублине; домашние занятия Ф. проходили под наблюдением отца (скрипача) и деда (органиста). Впервые публично выступил в 10-летнем возрасте в Дублине. С 1792 жил в Лондоне, служил т. н. демонстратором в магазине муз. инструментов М. Клементи, к-рый до 1803 занимался с Ф. за его игру на инструментах фирмы Клементи для покупателей. Одновременно концертировал (1794-99). Получил известность после исполнения собственного фп. концерта (1799). Сопровождая Клементи в его конц. и коммерч. поездке в Европу, в 1802 много выступал в Париже (в печати особенно отмечалась тонкость его интерпретаций фуг И. С. Баха и Г. Ф. Генделя). Находясь в Вене, Ф. брал уроки фп. игры у И. Альбрехтсбергера. В 1802 вместе с Клементи приехал в Петербург, где и поселился. Дебют Ф. в Петербурге состоялся в 1804 в доме князя Голицына. Вскоре Ф. завоевал славу лучшего петерб. пианиста и педагога. У него занимались многие любители и профессионалы; среди учеников А. Н. Верстовский, А. Л. Гурилёв, А. И. Дюбюк, В. Ф. Одоевский, Ант. Контский, Ш. Майер; брал у него уроки и М. И. Глинка. К петерб. периоду относится наиболее интенсивная конц., педагогич. и композиторская деятельность Ф. В 1821-31 работал в Москве. В 1832 гастролировал в Великобритании, Франции, Бельгии, Швейцарии, Италии, Австрии. Ж. Ф. Фетис (в статье, опубликованной в "Revue musicale") высоко оценил исполнение Ф. собств. фп. концерта, "полного очарования", отметив выразительность, точность и законченность его игры. Крупнейший представитель т. н. лондонской школы пианизма, Ф. создал новое направление в исполнит. иск-ве. Его современники и музыканты последующих поколений (Ф. Лист, Р. Шуман, М. А. Балакирев) считали Ф. одним из первых представителей романтизма в муз. исполнительстве. Его игра отличалась проникновенным лиризмом и поэтичностью, певучестью, новаторским использованием педали (обусловленным новым фактурным изложением), блестяще развитой пальцевой техникой (М. И. Глинка писал, что пальцы Ф. как бы сами падали на клавиши "подобно крупным каплям дождя и рассыпались жемчугом по бархату"). С исполнит. стилем Ф. тесно связано его композиторское творчество. Ф. был создателем нового жанра фп. музыки ноктюрна. Уже первые ноктюрны (написаны и изданы в 1814) принесли Ф. огромную известность (в течение неск. десятилетий ноктюрны Ф., как и его фп. концерты, были любимыми произв. рус. музыкантов и публики). Популярны были также его сонаты и рондо.

Сочинения: для фп. 7 концертов (с орк.), 4 сонаты, 18 (по нек-рым источникам 20) ноктюрнов, фантазии, вариации на англ. и рус. ("Камаринская") темы, полонезы; камерно-инстр. ансамбли фп. квинтет, 2 дивертисмента для фп. и струнных; арии на рус. и англ. тексты, романсы.

Литература: Глинка М. И., Записки, "Русская старина", 1870, кн. 1-2, М. И. Глинка, Литературное наследие, т. 1, М.-Л., 1952; Дюбюк A., Воспоминания о Джоне Фильде, "Книжки недели", 1898, дек.; Николаев A., Джон Фильд, М., 1960, 1979; Schumann В.., J. Field. Nocturne pastorale pour le piano.Nouvelle fantaisie pour le piano, "NZfM", 1835, No 8; его же, J. Field. Konzert mit Begleitung des Orchesters, там же, 1836, No 29; eго же, S. Thalberg. 2 Nocturnes..., там же, 1836, No 42 (рус. пер. всех статей в кн.: Роберт Шуман, О музыке и музыкантах. Собр. статей, сост. Д. В. Житомирского, т. 1, М., 1975); Liszt F., John Field und seine Nocturnes, предиел к изд.: John Field. Nocturnes, Lpz., 1859, (рус. пер, в кн.: Лист P., Избр. статьи, М., 1959); Dessauer H., John Field, sein Leben und seine Werke, Langensalza, 1912; Hopkinson C., A bibliographical thematic catalogue of the works of J. Field, L., 1961; Sоuthall G. H., John Field's piano concertos, (Iowa), 1966 (diss.); Koelink J. P. A., John Field en zijn nocturnes, "Mens en mеlodie", 1968, Bd 23; Riggоtt P., John Field and the nocturne, "Proceedings of the Royal musical association", 1968/69, 95 session; Krueger W., Das Nachtstьck, Mьnch., 1971 (Schriften zur Musik, Bd 9).

И. В. Розанов.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое филд д.
Значение слова филд д.
Что означает филд д.
Толкование слова филд д.
Определение термина филд д.
fild d. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины