Музыкальная энциклопедия - флейта пана
Связанные словари
Флейта пана
Их скрепляют тростниковыми планками и жгутом из молодой коры вишнёвого дерева или ниткой и др.; в отдельных случаях они не соединяются и при игре их держат в руке, подобрав по размеру. Исполнитель подносит трубочки дульцем ко рту, прижимает к нижней губе (при косом срезе трубочек сторону с меньшим срезом); направляя струю воздуха на противоположный край дульца, он приводит в колебание заключённые в стволах столбы воздуха и извлекает свистящие звуки.
Каждая трубка издаёт лишь один осн. звук, высота к-рого зависит от её длины и диаметра; при усилении вдувания можно (только в нижнем регистре) извлечь третий обертон (дуодецима). Для точной подстройки Ф. П. с неподвижной пробкой, закрывающей нижний конец ствола, в него насыпают горошины или дробинки, а у инструмента с подвижной пробкой высота звука зависит от положения пробки, к-рую можно передвигать.
Диапазон Ф. П. определяется количеством и величиной трубочек (17-23). На Ф. П. играют соло или в ансамбле с др. инструментами (иногда состоит из одних Ф. П. разных регистров). Её использовал Н. А. Римский-Корсаков в опере "Млада" (3-е д., оркестр на сцене). Существует под разл. назв. у мн. народов. Среди разновидностей: рус.цевница, кугиклы; укр. свыриль, азерб. мусигар; менгрельская ларчеми и гурийская соинари (Грузия); литовские скудучяй, скаудамас; рум.мускал и молд. най (с 1970-х гг. вводится в симф. оркестр молд. композиторами Т. Кирияком и др.).Литература: Привалов Н., Музыкальные духовые инструменты русского народа, ч. 2, СПБ, 1908; Стешенко-Куфтина В., Древнейшие инструментальные основы грузинской народной музыки, т. 1 Флейта Пана, Тб., 1936; Веров Л., Молдавские народные музыкальные инструменты, Кишинёв, 1964; Вертков К., Русские народные музыкальные инструменты, (Л.), 1975, с. 33-36; Fox Strangways A. H., The pipes of Pan, "ML", 1929, v. 10, No 1; Schneider M., Bemerkungen ьber sьdamerikanische Panpfeifen, "AfMf", 1937, Jahrg. 2.А. А. Розенберг. .