Музыкальная энциклопедия - фобурдон
Связанные словари
Фобурдон
Благодаря частичной импровизационности этот метод назывался также "sights", "Discantus visibilis", "Discantus supra librum" и т. д. Его описание содержится в ср.-век. англ. трактатах Л. Пауэра (ок. 1425) и Псевдо-Чильстона (ок. 1450). Расцвет жанра приходится на 1300-1450, хотя и позднее движение параллельными секстаккордами связывали с Ф.
2) Название распространённой в европ. музыке 15 в. техники многоголосия (франц. faux-bourdon фальшивый бас). Хоральный cantus firmus (нередко колорированный) излагался в сопрано, нижний голос дублировал его в упрощённом виде в октаву или сексту, а средний, к-рый не нотировался, был точным повторением верхнего квартой ниже.
Г. Дюфаи. Магнификат-антифон (звёздочками помечены звуки хорала).
Иногда к ним добавлялся контратенор (тенор (2)), и Ф. становился 4-голосным. Ф. почти не встречался как самостоят. форма и применялся гл. обр. как способ изложения в литургич. и нелитургич. жанрах: гимнах, псалмах, антифонах, мессах, мотетах и т. д. Фобурдонные разделы в них чередовались с одноголосными или нефобурдонно-многоголосными. Технику Ф. применяли Г. Дюфаи, Ж. Беншуа, Й. Брассар, Й. Рулле, Й. Лимбурги и др. В теоретич. трактатах термин "Ф." ранее всего приводится Й. Тинкторисом ("De arte contrapuncti", 1477) и Г. Монахусом ("De prectis artis musice...", 1480).
3) Применяемое с кон. 15 в. обозначение псалмодич. речитации в аккордовом изложении (итал. falsobordono, от франц. fauxbourdon), часто сменяющем одноголосное исполнение псалма.
А. Кабесон. Fabordon у glosos del octavo tono.
В 16 в. Ф. стали называть любые 4-гол. гармонизации хорала в складе "нота против ноты", представляющие как бы секстаккордовые Ф. (1) с добавленным басом. Такие Ф. распространились в Италии, Испании и нередко служили темой для варьирования.
Литература: Jeppesen К., Die mehrstimmige italienische Laude um 1500, Kph.-Lpz., 1935 (совм. с V. Brшndal); Meeсh S. В., Three XV-th century English music treatises, "Speculum", 1935, v. 10; Bukofzer M., Geschichte des englischen Diskants und des Fauxbourdons nach den theoretischen Quellen, StraЯburg, 1936 (Diss.); его жe, Fauxbourdon revisited, "MQ", 1952, v. 38, No 1; (Gersоn-)Kiwi E., Studien zur Geschichte des italienischen Liedmadrigals im 16. Jahrhundert, Wьrzburg, 1938 (Diss.); Handschin J., Aus der alten Musiktheorie, "Acta musicologica", 1943, v. 15; Вesseler H., Bourdon und Fauxbourdon, Lpz., 1950, 1974; его же, Das Ergebnis der Diskussion ьber "Fauxbourdon", "Acta musicologica", 1957, v. 29, No 4; Flasdleсk H. M., Franzцsisches "faux-bourdon" und frьhneuenglisches "faburden", "Acta musicologica", 1953, v. 25, No 4; Gur1ill W., Die Kompositionslehre der deutschen 16. und 17. Jahrhunderten, KongreЯ-Bericht Bamberg, 1953; Кirchner G., Franzцsische faux-bourdon und frьh-neuenglisch faburden (H. M. Flasdieck). Epilog zum Faburdon (R. V. Ficker)., Eine Erwiderung, "Acta musicologica", 1954, v. 26, S. 85-87; Wallin N., Zur Deutung der Begriffe Faburden Fauxbourdon, Kassel-Basel, 1954; Kenney S. W., "English discant" and discant in England, "MQ", 1959, v. 45, No 1; Trоwell В., Faburden and Fauxbourdon, "Musica disciplina", 1959, v. 13, p. 27-78; Trumble E., Authentic and spurious Faburden, "Revue Belge de Musicologie", 1960, t. 14, p. 3-29.T. С. Кюрегян.