Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - гарбузов н. а.

Гарбузов н. а.

Николай Александрович (23 VI (5 VII) 1880, Москва 3 V 1955, там же) сов. муз. теоретик, учёный в обл. акустики. Доктор искусствоведения (1940). Окончил в 1906 Горный ин-т в Петербурге, в 1916 Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва по классам композиции А. Н. Корещенко и А. Д. Кастальского. В 1911-21 преподавал в Моск. механико-технич. уч-ще курс неорганич. химии. С 1921 вёл исследовательскую работу в созданном при его непосредств. участии Гос. ин-те муз. науки (ГИМН, возглавлял вплоть до его ликвидации в 1931). Работал также в Гос. академии искусствознания (ГАИС, с 1931) и Науч.-исследовательском ин-те при Моск. консерватории (с 1932, в 1934-37 директор). В 1923-51 профессор по классу муз. акустики, в 1933-48 руководитель акустич. лаборатории Моск. консерватории. В 1944 принимал активное участие в организации Ин-та истории иск-в АН СССР и возглавлял его муз. сектор. Учениками Г. являются мн. сов. музыковеды и акустики (С. С. Скребков, А. В. Рабинович, С. Г. Корсунский и др.).

Г. был видным представителем акустического направления в муз.-теоретич. науке. Его исследования утвердили понимание предмета муз. акустики как раздела совр. теории музыки. Осн. работы Г. близко соприкасаются с вопросами, затрагивающими природу гармонии и слухового восприятия. В разработанной им в 1920-30 теоретич. системе (т. н. теория многоосновности ладов и созвучий) доказывается акустич. основа явлений гармонии (призвуки, порождённые не одним, а несколькими исходными звуками, сливаются, образуя созвучия). В 1940-50 в серии опубликованных исследований Г. обосновал теорию зонной природы слухового восприятия (см. Зона). Согласно этой теории, восприятие высоты, громкости, тембра, динамики, темпа, ритмики, интонац. соотношений происходит в пределах известного количественного диапазона, на всём протяжении к-рого сохраняется данное качество звука. Г. занимался также вопросами рус. нар. многоголосия, науч. систематизацией и уточнением терминологии теории музыки. Ему принадлежат общая редакция и ряд глав в учебном пособии "Музыкальная акустика" (М.-Л., 1940, М., 1954).

Сочинения: Акустическая природа мажора и минора, в кн.: Сборник работ Комиссии по музыкальной акустике, вып. 1, М., 1925 (Труды ГИМН); Натуральные призвуки и их гармоническое значение, там же; Теория многоосновности ладов и созвучий, ч. 1, М., 1928 (нем. пер., 1929); Теория многоосновности ладов и созвучий, ч. 2 (отд. 1: Процесс становления звуков как причина ладового движения, отд. 2: статьи С. С. Скребкова и С. Г. Корсунского), М., 1932; Гармоническое видоизменение аккордов натуральными призвуками, в кн.: Сборник работ секции по музыкальной акустике, вып. 2, М., 1929 (Труды ГИМН); О многоголосии русской народной песни, М.-Л., 1939; Терминология по элементарной теории музыки, М.-Л., 1944; Древнерусское народное многоголосие, М.-Л., 1948; Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948; Зонная природа темпа и ритма, М., 1950; Внутризонный интонационный слух и методы его развития, М.-Л., 1951; Зонная природа динамического слуха, М., 1955; Зонная природа тембрового слуха, М., 1956.

Литература: Скребков С. С., Николай Александрович Гарбузов (1880-1955), в кн.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, М., 1966, с. 115-120.

И. М. Ямпольский.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое гарбузов н. а.
Значение слова гарбузов н. а.
Что означает гарбузов н. а.
Толкование слова гарбузов н. а.
Определение термина гарбузов н. а.
garbuzov n. a. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины