Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - гердер и. г.

Гердер и. г.

(Herder) Иоганн Готфрид (25 VIII 1744, Морунген, Вост. Пруссия, ныне Моронг, ПНР 18 XII 1803, Веймар) нем. философ, литературовед, писатель, критик. Один из классиков нем. эстетич. мысли. Сын школьного учителя. Учился на теологическом ф-те Кёнигсбергского ун-та, слушал лекции И. Канта. В 1764-69 помощник пастора в Риге; в 1769 был во Франции и познакомился с Д. Дидро; в 1770-71 в Страсбурге, где был в дружеских отношениях с И. В. Гёте; с 1771 суперинтендант протестантской церкви в Бюккебурге; с 1776 жил в Веймаре.

Г. виднейший теоретик движения "Буря и натиск", воинствующий противник философии И. Канта и его формалистич. эстетики. Г. выдвинул идею эстетич. науки о музыке в своих первых лит. трудах "О новейшей немецкой литературе. Фрагменты" ("Ьber die neuere deutsche Literatur. Fragmente", Riga, 1766-68), "Критические леса" ("Kritische Wдlder", Riga, 1769). Он изложил свои муз.-эстетич. взгляды в "Каллигоне" ("Kalligone", Fr.-Lpz., 1880), выдвинув в них новый, передовой для своего времени историч. подход к явлениям иск-ва и лит-ры. В противовес Канту Г. считал музыку "искусством человечества", отмечал её историч. связь с др. иск-вами и со всем материальным миром. В споре о приоритете гармонии (Рамо) или мелодии (Руссо) Г. придерживался руссоистской точки зрения, считая мелодию "собственно музыкой". Вместе с Г. В. Лейбницем Г. утверждал, что муз. звуки способны привести человека в любое состояние. Г. выдвигал требование изучать "правила мелодии" и утверждал, что нац. мелодии каждого народа раскрывают его характер. Исторической заслугой Г. явилось обоснование идеи народности иск-ва и определение значения нар. песни. Издал сб. "Народные песни" ("Volkslieder nebst untermischten Stьcken...", 1778-79), во 2-м издании названный "Голоса народов в песнях" ("Stimmen der Vцlker in Liedern", Tьbingen, 1807), в к-ром тематически расположил песни различных народов мира.

Г. занимался разл. сторонами муз. эстетики, в частности подчёркивал трудности понимания муз. иск-ва как иск-ва без слов. Г. подчёркивал особую, превосходящую др. иск-ва, мощь категории возвышенного в музыке. "Какой новый мир серьёзных целей открывается перед ней", писал Г. о музыке в 1800. Г. предсказал появление композитора, к-рый, осуществляя полное преобразование оперы, создаст синтетич. произв., объединяющее поэзию, музыку, драматическое и изобразительное искусства, и тем самым выдвинул идею, к-рая спустя полстолетия стала основой замыслов Р. Вагнера.

Сочинения: Werke, Bd 1-5, Weimar, 1957; Kalligone, Weimar, 1955.

Литература: Гулыга А. В., Гердер, M., 1963; Маркус С. A., История музыкальной эстетики, т. 1, М., 1959; Begenau H., Grundzьge der Дsthetik Herders, Weimar, 1956; Knepler G., Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts, Bd 2, В., 1961.

С. А. Маркус.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое гердер и. г.
Значение слова гердер и. г.
Что означает гердер и. г.
Толкование слова гердер и. г.
Определение термина гердер и. г.
gerder i. g. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины