Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - гофман э. т. а.

Гофман э. т. а.

(Hoffmann) Эрнст Теодор (Вильгельм) Амадей (24 I 1776, Кенигсберг 25 VI 1822, Берлин) нем. писатель, композитор, дирижёр, живописец. Сын чиновника, получил юридич. образование в Кёнигсбергском ун-те. Занимался лит-рой и живописью, музыке обучался сначала у своего дяди, а затем у органиста Х.Подбельского (1790-1792), позднее в Берлине брал уроки композиции у И. Ф. Рейхардта. Был судебным асессором в Глогуве, Познани, Плоцке. С 1804 государственный советник в Варшаве, где стал организатором филармония, об-ва, симф. оркестра, выступал как дирижёр и композитор. После занятия Варшавы франц. войсками (1807) Г. возвратился в Берлин. В 1808-1813 дирижёр, композитор и декоратор т-ров в Бамберге, Лейпциге и Дрездене. С 1814 жил в Берлине, где был советником юстиции в высш. судебных органах и юридич. комиссиях. Здесь Г. написал свои важнейшие лит. произв. Первые его статьи помещены на страницах "Всеобщей музыкальной газеты" ("Allgemeine Musikalische Zeitung", Лейпциг), сотрудником к-рой он был с 1809.

Выдающийся представитель нем. романтич. школы, Г. стал одним из основоположников романтич. муз. эстетики и критики. Уже на раннем этапе развития романтич. музыки он сформулировал её особенности и показал трагич. положение музыканта-романтика в обществе. Г. представлял музыку как особый мир, способный раскрыть перед человеком смысл его чувств и страстей, а также постигнуть природу всего загадочного и невыразимого. На языке лит. романтизма Г. стал писать о сущности музыки, о муз. произв., композиторах и исполнителях. В творчестве К. В. Глюка, В. А. Моцарта и особенно Л. Бетховена он показал тенденции, ведущие к романтич. направлению. Ярким выражением муз.-эстетич. взглядов Г. являются его новеллы: "Кавалер Глюк" ("Ritter Gluck", 1809), "Музыкальные страдания Иоаганна Крейслера, капельмейстера" ("Johannes Kreisler's, des Kapellmeisters musikalische Leiden", 1810), "Дон Жуан" (1813), диалог "Поэт и композитор" ("Der Dichter und der Komponist", 1813). Рассказы Г. позднее были объединены в сборнике "Фантазии в духе Калло" ("Fantasiestьcke in Callot's Manier", 1814-15). В новеллах, а также в "Фрагментах биографии Иоганнеса Крейслера", введённых в роман "Житейские воззрения кота Мурра" ("Lebensansichten des Katers Murr", 1822), Г. создал трагич. образ вдохновенного музыканта, "безумного капельмейстера" Крейслера, восстающего против филистерства и обречённого на страдание. Произв. Г. оказали влияние на эстетику К. M. Вебера, Р. Шумана, Р. Вагнера. Поэтич. образы Г. нашли воплощение в произв. мн. композиторов Р. Шумана ("Крейслериана"), Р. Вагнера ("Летучий голландец"), П. И. Чайковского ("Щелкунчик"), А. Ш. Адана ("Жизель"), Л. Делиба ("Коппелия"), Ф. Бузони ("Выбор невесты"), П. Хиндемита ("Кардильяк") и др. Сюжетами для опер послужили произв. Г. "Мастер Мартин и его подмастерья", "Крошка Цахес по прозванию Циннобер", "Принцесса Брамбилла" и др. Г. герой опер Ж. Оффенбаха ("Сказки Гофмана", 1881) и Г. Лаччетти ("Гофман", 1912).

Г. автор муз. произв., в т. ч. первой нем. романтич. оперы "Ундина" (1813, пост. 1816, Берлин), оперы "Аврора" (1811-12; возможно пост. 1813, Вюрцбург; посмертная пост. 1933, Бамберг), симфоний, хоров, камерных соч. В 1970 в Майнце (ФРГ) начато издание собр. избранных муз. произв. Г.

Сочинения: Werke, hrsg. von G. Ellinger, B.-Lpz.-W.Stuttg., 1927; Poetische Werke. Hrsg. von G. Seidel. Vorwort von Hans Mayer, Bd 1-6, В., 1958; Musikalische Novellen und Schriften nebst Briefen und Tagebuchaufzeichnungen. Ausgewдhlt und mit Anmerkungen versehen von Richard Mьnnich, Weimar, 1961; в рус. пер. Избранные произведения, т. 1-3, М., 1962.

Литература: Браудо Е. М., Э. Т. А. Гофман, П., 1922; Иванов-Борецкий М., Э. Т. А. Гофман (1776-1822), "Музыкальное образование", 1926, NoNo 3-4; Pерман В. Э., Немецкая романтическая опера, в его кн.: Оперный театр. Статьи и исследования, М., 1961, с. 185-211; Житомирский Д., Идеальное и реальное в эстетике Э. Т. А. Гофмана. "СМ", 1973, No 8; Mооs Р., Е. T. A. Hoffmann als Musikдsthetiker, "Die Musik", 1906, VI; Riana Theo, E. T. A. Hoffmann als bildender Kьnstler, В., 1954; Ehinger H., E. T. A. Hoffmann als Musiker und Musikschriftsteller, Olten Kцln, 1954; Allrogen G., Thematisch-chronologisches Verzeichnis der musikalischen Werke von E. T. A. Hoffman, Regensburg, 1970.

C. A. Маркус.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое гофман э. т. а.
Значение слова гофман э. т. а.
Что означает гофман э. т. а.
Толкование слова гофман э. т. а.
Определение термина гофман э. т. а.
gofman e. t. a. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины