Музыкальная энциклопедия - гроблич
Связанные словари
Гроблич
Maрцин Г. Старший ("Краковский") (род. до 1550 умер после 1609, Краков) основатель польской школы скрипичных мастеров. Одним из первых в Европе (с 1550, одновременно с прославленным брешианским мастером Г. да Сало) начал изготовлять наряду с виолами инструменты нового семейства скрипки. Краков, где работал Г. Старший, "Краковский", стал центром изготовления польских скрипок. Работы Г. завоевали широкую известность во мн. европ. странах. Прекрасно выполненные, скрипки Г. отличаются высоким качеством звучания. Они имеют "низкий", задушевный тембр при большой силе звука; по оформлению напоминают лучшие образцы брешианских мастеров (мн. инструменты работы Г. Старшего выдаются за скрипки итал. школы). Скрипки часто украшены инкрустацией, покрыты золотисто-красным лаком, более красивым по окраске, чем коричневый или красно-коричневый лак брешианских мастеров. Головки обычно оформлены в виде львиной головы (то же и на виолах). Совр. скрипачи используют скрипки Г. Старшего как полноценные концертные инструменты. Мировое значение приобрели также его виолы да гамба, отличающиеся красотой звучания, совершенством пластич. формы, блестящей техникой выполнения и прекрасным лаком. В музеях муз. инструментов Польши имеются инструменты работы Г., изготовленные в 1596, 1601, 1602, 1609.
Марцин Г. Младший ("Варшавский") (ок. 1670 ок. 1750, Варшава), возможно, племянник М. Г. Старшего. Один из крупнейших польских скрипичных мастеров. В Варшаве начал работать ок. 1710. По стилю его скрипки занимают промежуточное положение между брешианской и тирольской школами. Они отличаются большим размером (380 мм), технич. выполнение их исключительно тщательное. Обе деки Г. богато украшал инкрустацией из разл. кусочков цветного дерева. Головки обычно делал из грушевого дерева, вместо завитков головы собак, драконов, львов и птиц. Лак золотисто-коричневый, жесткий, наложен тонким слоем. Изготовлял также отличные виолы да гамба. Инструменты Марцина Г. Младшего встречаются довольно часто и высоко ценятся музыкантами. По-видимому, его учениками были видные польские мастера М. Квялковский (1700 после 1739) и Ф. Гривацкий (1698-1764).
Литература: Витачек Е. Ф., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, Л., 1952, М., 1964; Reiss J. W., Polskie skrzypce i polscy skrzypkowie, Lуdz, 1946; его же, Skrzypce i skrzypkowie, Kr., 1955; Szulc Z., Slownlk lutnikуw polskich, Poznan, 1953.Б. В. Доброхотов.