Музыкальная энциклопедия - хаммершмидт а.
Связанные словари
Хаммершмидт а.
X. одна из наиболее значит. фигур в истории лютеранской церк. музыки добаховского периода. Его многочисл. соч. принесли ему известность во всей Сев. Германии. В эпитафии он был назван "честью, славой и украшением Германии", "Орфеем из Циттау". Творчество X. отмечено влиянием музыки Г. Шюца. Он воспринял также достижения совр. ему муз. культуры др. европ. стран, из к-рых, в частности, перенёс на нем. почву ряд танц. жанров. С деятельностью X. связано упрочение в нем. муз. практике техники генерал-баса и функционально-гармонич. мышления. Элегантный, отточенный стиль X. типичное явление музыки эпохи барокко. Для творчества X., как и для мн. композиторов 17 в., характерно "балансирование" между образными сферами духовного и светского иск-ва, между линеарно-имитационным контрапунктич. письмом и аккордово-гомофонным складом. Во мн. соч. X. обнаруживается своеобразное переплетение этих тенденций. Судя по творч. наследию X. в его совокупности, он на протяжении мн. лет создавал свои произв. по заранее продуманному плану, как бы сооружая грандиозное здание. Таким капитальным трудом его жизни явились т. н. "Музыкальные благоговения" ("Musicalische Andachten"), состоящие из 5 частей (каждая часть содержит неск. десятков пьес): "Духовные концерты" (1638), "Духовные мадригалы" (1641), "Духовные симфонии" (1642) для голосов и basso continuo, "Духовные мотеты и концерты" для голосов с инстр. сопровождением (1646), "Хоровая музыка" a cappella (1652-53). Др. крупные вок.-инстр. циклы X. (также объединяющие большое количество пьес): "Светские оды или любовные песни" ("Weltliche Oden", 1642-43); "Диалоги или беседы между богом и верующей душой" на библейские и др. тексты ("Dialogi oder Gesprдche zwischen Gott und einer glдubigen Seelen", 1645) одно из наиболее значительных его произв.; "Музыкальные беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения" ("Musicalische Gesprдche ьber die Evangelia", 1655-56); "Церковная и застольная музыка" ("Kirchenund Tafelmusik", 1662); "17 священных месс" (1663). Многие из созданных X. хоралов отличаются простотой и проникновенностью мелодич. языка и сохранились в лютеранском церк. обиходе поныне, напр. "Не оставлю моего Иисуса" ("Meinen Jesum lass' ich nicht"), "Мне душу господь возвышает" ("Meine Seele Gott erhebet") и др. Писал также инстр. соч. известен сб. "Первое прилежание" ("Erster FleiЯ"; паваны, гальярды, балеты и др. танцы, а также франц. арии для ансамбля виол; 5 партий с basso continuo, 2 части, 1636-39). В совершенстве владея композиторской техникой своего времени, X., однако, часто прибегал к мало индивидуализированным, шаблонным мелодич. и гармонич. оборотам. В 1910 издано собр. соч. X. (под ред. X. Лейхтентритта) в серии "Памятники немецкого музыкального искусства" "Denkmдler deutscher Tonkunst" (Bd 40, 1910).
Литература: Schьnemann G., Beitrдge zur Biographie Hammerschmidts, "SIMG", 1911, Jahrg. 12, H. 2; Steinhard E., Zum 300. Geburtstage des deutsch-bцhmischen Musikers A. Hammerschmidt, в сб.: Sammlung gemeinnьtziger Vortrдge, Prag, 1914, No 424-25; Mьller H., The "Musicalische Gesprдche ьber die Evangelia" of A. Hammerschmidt, v. 1-2, Rochester (N. Y.), 1957 (Diss.); Kьmmerling H., Ьber einige unbekannte Stimmbьcher der "Paduanen, Galliarden etc." von A. Hammerschmidt, "Mf", 1961, Jahrg. 14, No 2.B. A. Epoxин.