Музыкальная энциклопедия - харьковский театр оперы и балета
Связанные словари
Харьковский театр оперы и балета
В 1925 т-р получил наименование Укр. гос. столичная опера (с 1931 совр. назв., с 1934 академический, с 1944 имени Н. В. Лысенко). Становлению т-ра способствовали режиссёры Я. И. Гречнев, С. И. Каргальский, И. М. Лапицкий, В. Д. Манзий, С. Д. Масловская. Н. В. Смолич, H. M. Фореггер, дирижёры М. И. Вериковский, А. Э. Маргулян, А. М. Пазовский, Н. Д. Покровский, В. С. Тольба, О. М. Штейман. В содружестве с укр. композиторами в 20-30-е гг. создавался новый нац. сов. репертуар (были пост. оперы "Взрыв" Яновского, "Разлом" Фемелиди, "В плену у яблонь" Чишко, "Золотой обруч" Лятошинского, "Перекоп" Мейтуса, Рыбальченко и Тица), т-р работал также над совр. прочтением укр. классики ("Тарас Бульба", "Наталка Полтавка" Лысенко, "Запорожец за Дунаем"), ставил произв. композиторов др. сов. республик ("Абесалом и Этери" впервые на укр. сцене; "Поднятая целина" Дзержинского, "В бурю"). На сцене т-ра была широко представлена оперная классика ("Князь Игорь", "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Снегурочка", "Кармен", "Аида", "Фауст", "Лоэнгрин", "Гугеноты" и др.). В т-ре работали певцы B. Н. Будневич, Е. И. Виноградова, И. Н. Воликов-ская, З. М. Гайдай, Б. Р. Гмыря, М. С. Гришко, В. Н. Гужова, С. И. Данченко, М. И. Донец, М. Э. Донец-Тессейр, Б. Я. Златогорова, Ю. С. Кипоренко-Даманский, А. А. Колодуб, А. З. Левицкая, М. И. Литвиненко-Вольгемут, М. В. Микиша, И. С. Паторжинский, М. Д. Роменский, А. Д. Ропская, Н. А. Частий и др.
Балетный коллектив возглавляли балетмейстеры Р. Н. Баланотти, Н. А. Болотов, К. Я. Голейзовский, А. М. Мессерер, М. Ф. Моисеев, В. А. Рябцев, а также П. П. Вирский, В. К. Литвиненко, П. К. Йоркин. Среди ведущих артистов балета В. С. Дуленко, А. М. Соболь, А. В, Ярыгина. Пост."Лебединое озеро" (1925), "Красный мак" (1927); "Иосиф Прекрасный" (1928), "В солнечных лучах" (1928) и "Цыганы" (1938) Василенко, "Футболист" Оранского (1930), "Ференджи" Яновского (1930), "Пан Каневский" Вериковского (1931), "Эсмеральда" (1933), "Раймонда" (1934), "Пламя Парижа" (1935), "Спящая красавица" (1935), "Бахчисарайский фонтан" (1938); "Песнь Сольвейг" на музыку Грига (1938), "Сердце гор" А.Баланчивадзе (1940), "Светлана" Клебанова (1941). В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 т-р был эвакуирован в Читу, затем в Иркутск, где работал совм. с находившимся там Укр. т-ром оперы и балета. 24 мая 1945 спектаклем "Иван Сусанин" т-р начал первый послевоенный сезон в Харькове. Коллектив возглавили: дирижёр В. Н. Пирадов, режиссёр М. П. Стефанович, балетмейстер А. Р. Томский, художник И. С. Назаров. Среди пост. этих лет: оперы "Царская невеста" (1945); "Севастопольцы" Коваля (1947), "Единой жизнью" Клебанова и Сандлера (1947), "Князь Игорь" (1949), "Пиковая дама" (1950), "Орлеанская дева" (1951), "Борис Годунов" (1951; Гос. пр. СССР, 1952); "Богдан Хмельницкий" Данькевича (1953), "Русалка" Дворжака (под назв. "Любовь русалки", впервые в СССР, 1954), "Опричник" Чайковского (1955), "Тарас Бульба" Лысенко (1956). Большое значение в творч. жизни балетного коллектива имели пост.: "Лилея" Данькевича (1946), "Данко" (1948), "Весенняя сказка" (1954) и "Мещанин из Тосканы" (1965) Нахабина, "Красный мак" (1948), "Спящая красавица" (1950); "Юность" Чулаки (1951), "Лауренсия" (1952); "Шурале" Яруллина (1953), "Лайма" Лепина (1955), "Маска" Боярского (1957), "Каменный цветок" (1962). Т-р успешно работает над созданием совр. репертуара, ставит новые произв. сов. укр. композиторов, в т. ч. оперы "Буковинцы" (1957) и "Иркутская история" (1978) Карминского, "Павка Корчагин" Юхновской (1962), "Коммунист" Клебанова (1965), "Лейтенант Шмидт" Яровинского (1970), "Один шаг до любви" (1973) и "Волжская баллада" (опера-балет, 1975) Жуковского, "Молодая гвардия" (новая ред. 1975); "Письма любви" Губаренко (1979); балеты "Таврия" Нахабина (1959), "Песня о дружбе" Щуровского (1961), "Северная сказка" Ковача (1978), "Огонь Элиды" Золотухина (1980). В кон. 60 нач. 70-х гг. т-р пост. также балеты сов. композиторов др. республик "Спартак" (1966 и 1979), "Ромео и Джульетта" (1968); "Барышня и хулиган" на музыку Шостаковича (1969), "Кармен-сюита" Бизе Щедрина (1973).
Среди лучших пост. 70-х гг.: оперы "В бурю" (1971) и "Безродный зять" (1973) Хренникова, "Тарас Бульба" Лысенко (1971), "Снегурочка" (1972), "Даиси" (1972), "Чародейка" (1974), "Кармен" (1976), "Травиата" (1977), "Царская невеста" (1978), "Запорожец за Дунаем" (1978), "Пиковая дама" (1979); балеты "Легенда о любви" Меликова (1969), "Лесная песня" Скорульского (1970 и 1980), "Дон Жуан" Губаренко (1972), "Сотворение мира" (1975) и "Берег надежды" (1977) Петрова. В репертуаре т-ра многочисл. классич. произв. зап.-европ. композиторов, в т. ч. оперы "Бал-маскарад", "Трубадур", "Отелло", "Дон Карлос", "Фра-Дьяволо", "Лакме", "Лючия ди Ламмермур", "Тоска", "Богема".
В т-ре в разное время работали: певцы И. Л. Брон-зов, В. Н. Будневич, Т. Н. Бурцева, Б. В. Бутков, А. З. Левицкая, А. Д. Оголивец, М. М. Суховольская; солисты балета О. А. Байкова, Е. И. Баранник, Н. В. Васильева, Н. В. Виноградова, В. Т. Гудименко, Г. Г. Гузовская, Я. А. Додин, Л. П. Камышникова, О. А. Ширай-Литвиненко; дирижёры П. Н. Баленко, Е. В. Дущснко, И. А. Зак, А. В. Калабухин, A. А. Людмилин, Л. Ф. Худолей, И. С. Штейман; режиссёры М. В. Авах, Ю. И. Иванов, Л. Н. Куколев, Ю. Н. Леков, В. М. Скляренко, Д. Н. Смолич; балетмейстеры М. В. Арнаудова, В. В. Бойченко, М. М. Газиев, Н. В. Данилова, И. К. Ковтунов, Н. Н. Корягин, B. Н. Никитин, А. И. Паитыкин, М. Л. Сатуновский; художники И. С. Назаров, Д. П. Овчаренко.
В труппе т-ра (1980): певцы нар. арт. СССР H. P. Манойло, Е. И. Червонюк, нар. арт. УССР В. Ф. Арканова, Л. В. Попова, засл. арт. УССР А. В. Арцемюк, А. Г. Гроза, А. Д. Дубинин, Я. И. Иванов, В. Г. Ломакин, Л. В. Морозова-Тарасова, А. Э. Резилова и др.; солисты балета нар. арт. УССР С. И. Поливанова, Т. К. Попеску и др.; гл. дирижёр Я. А. Скибинский, гл. режиссёр засл. арт. УССР В. А. Лукашёв, гл. балетмейстер засл. арт. УССР В. Т. Гудименко, гл. хормейстер засл. деят. иск-в УССР Е. А. Коноплёва, гл. художник нар. художник УССР Л. С. Братченко. В 1960 т-р награждён орденом Трудового Красного Знамени. В зрительном зале т-ра 1191 место.
Литература: Милославський К., Iвановський П., Штоль Г., Харкiвський державний академiчний театр опери та балету iM. M. В. Лисенка, KИпB, 1965; Станiшевський Ю., Традицiп i новаторство. Харькiвськiй oпepi 40 рoкiв, "Прапор", 1965, No 11; его же, Украпнський радянський музичний театр. 1917-1967, KИпB, 1970; его же, Украпнський радянський балетний театр. 1925-1975, Кипв, 1975.Ю. А. Станишевский.