Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - харрис р. э.

Харрис р. э.

(Harris) Рой Элсуорт (12 II 1898, Линкольн-Каунти, штат Оклахома 1 X 1979, Санта-Моника) амер. композитор. Учился в муз. колледже Калифорнийского ун-та (гармония, орган, фи.), брал уроки композиции у М. Альтшулера, А. Блисса, затем у А. Фаруэлла (в 1926 под его руководством написал пьесу для струн. квартета "Впечатления от дождливого дня"). Совершенствовался у Н. Буланже (1926-29) в Париже, где в 1927 исполнено первое крупное соч. X. концерт для фп., кларнета и струн. квартета, С 1934 X. преподавал композицию в Вестминстерской хор. школе в Принстоне, в 1941-43 в Корнеллском ун-те (Итака), в 1943-48 в Колорадо-Спрингс, позднее в ряде др. ун-тов и муз. колледжей, с 1961 в Ун-те Юж. Калифорнии в Лос-Анджелесе. Среди его учеников У. Шумен, Р. Палмер, Ч. Миллс, Дж. Винсент. Жена X. Джоана концертирующая пианистка, сыновья Шон и Дэн участники рок-группы "Экспериментальный западный поп-арт бэнд".

В США X. получил признание после исполнения Бостонским симф. оркестром под упр. С. А. Кусевицкого "Симфонии 1933" (1933), увертюры на тему амер. нар. песни "Когда Джонни возвращается домой" (1934) и особенно 3-й симфонии (1937), к-рая принесла X. междунар. известность; это произв.один из лучших образцов амер. нац. музыки, в то же время в ней определились особенности индивидуального стиля X. широта и напевность мелодики, интонационно связанной с музыкой амер. Запада, ритмич. острота и импульсивность, импровизац. свобода, сочетающаяся с композиционной стройностью. Своеобразно гармонич. мышление X., опирающееся на ладоинтонац. обороты, характерные для нар. муз. иск-ва этого региона. Среди др. симфоний выделяются 5-я (с посвящением "Героическому советскому народу", 1942), 7-я (1952; 2-я ред. 1955) и 10-я ("Симфония Авраама Линкольна", 1965). Зрелое симф. творчество X. отличают высокая полифонич. техника и блестящая оркестровка. Б. ч. симф. соч. X. (ведущий жанр в его творчестве) впервые исполнялась оркестрами под его управлением. Мн. произв. X. отмечены нац. и междунар. премиями. X. посетил Сов. Союз в 1958 (дирижировал оркестром при исполнении своей 5-й симфонии) и в 1974 (в качестве гостя 5-го съезда CK СССР). X. высоко ценил рус. и сов. музыку (особенно соч. М. П. Мусоргского и С. С. Прокофьева).

Сочинения: балеты Западный пейзаж (Western landscape, 1940, не пост.), От этой земли (From this Earth, Колорадо-Спрингс, 1941), Что мы с такой гордостью славим (What so proudly we hail, 1942, там же); камерная кантата Авраам Линкольн идёт в ночи (Abraham Linkoln walks at midnight, для сопрано, фп. и орк., 1953); Песнопение солнцу (Canticle to the sun, длн колоратурного сопрано и камерного орк., 1961); юбиляция (для хора, медных духовых и фп., 1964); для орк. 14 симфоний (1933-76; в т. ч.: 4-я, Симфония народных песен Folk songs symphony, 1939; 6-я, Геттисбергское послание Gettysburg address, 1944; 8-я, Сан-Францискская, 1961; 14-я, с хором, посв. 200-летию США, 1976), симф. элегия Прощальное слово пионерам (Farewell to pioneers, 1936), пьеса Весна в Кентукки (Kentucky spring, 1949), Камберлендский концерт (1951), Ода согласию (Ode to consonance, 1957), пьесы Приветствие юности (Salute to youth, 1963), Рог изобилия (Horn of plenty, 1964); прелюдия и фуга для струн. орк. (1936); для инструмента с орк. -концерты (2 для фп., 1944, 1953; для 2 фп., 1954; для аккордеона, 1946), фантазия для фп. (1954); концерт для фп. и бэнда (1942); концерт для фп. с электроусилителем, медных духовых и ударных (1968); камерно-инстр. ансамбли соната для скр. с фп. (1941), дуэт для влч. И фп. (1964), фп. трио (1934), пьеса для струн. квартета Впечатления от дождливого дня (Impressions of a rainy day, 1926), струн. квартеты (1930, 1933, 1937), фп. квинтет (1936), струн. квинтет (1939), струн. секстет (1932), фп. секстет (1968), фантазия для фп. и квинтета дух. инструментов (1932); месса для муж. хора и органа (1943); хоры a cappella Песнь профессий (A song of occupation, 1934), Симфония для голосов (Symphony for voices на сл. У. Уитмена, 1936), Праздничная нар. фантазия для певцов-исполнителей в нар. стиле; пьесы для фп., в т. ч. соната (1928), Амер. баллады (1942); музыка к кинофильмам.

Литература: Шнеерсон Г., Портреты американских композиторов, М., 1977; Farewell A., Roy Harris, "MQ", 1932, v. 18, No 1; Соwell H., R. Harris, в кн.: American composers on American music, Stanford (Calif.), 1933, N. Y., (1962), p. 64-69; Piston W., Roy Harris, "Modern music", 1934, v. 11, Jan.Febr.; Mills Ch., Roy Harris, в кн.: The book of modern composers, N. Y., 1942; Enett R., The harmonic idiom of Roy Harris, "Modern music", 1946, v. 23, No 2; Slonimsky N., Roy Harris, "MQ", 1947, v. 33, No 1; Strasburg R., Roy Harris: a catalog of his works, Los Ang., 1974 (с нотографией и дискографией).

Дж. К. Михайлов.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое харрис р. э.
Значение слова харрис р. э.
Что означает харрис р. э.
Толкование слова харрис р. э.
Определение термина харрис р. э.
harris r. e. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины