Музыкальная энциклопедия - химмель ф. г.
Связанные словари
Химмель ф. г.
Осн. место в творчестве X. занимают оперы-сериа и зингшпили. Оперы писал в стиле неаполитанской школы (нек-рые из них были очень популярны, напр. "Васко да Гама", пост. в Берлине, 1801), в зингшпилях продолжал традиции И. А. Хиллера; самое известное соч. X. "Косынка" ("Fanchon", Берлин, 1804). Его зингшпили "Сильфы" (Берлин, 1806) и "Кобольд" (Вена, 1811) предвосхитили романтич. оперы К. М. Вебера. X. принадлежат также оратория "Исаак" ("Isacco figura del redentore", 1791), кантата "Танец" ("La danza", 1792). Пользовались популярностью песни X., в к-рых сочетаются влияния итал. оперной мелодики и соч. представителей Берлинской песенной школы. Б. ч. они имеют галантно-чувствительный характер; в нек-рых из них, однако, намечаются черты романтич. выразительности, стремление к индивидуализированной передаче образов текста. Наряду с И. Р. Цумштегом, И. Ф. Рейхардтом и К. Ф. Цельтером X. может считаться предшественником Ф. Шуберта в песенном жанре. Из его серий песен лишь "Алексис и Ида" обладает чертами подлинного песенного цикла и представляет собой далёкий подступ к шубертовским циклам "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь". Среди др. соч. X. духовная музыка (псалмы, Vater unser, вечерни, месса), траурная кантата на смерть Фридриха Вильгельма II, 2 концерта для фп. с оркестром, неск. фп. трио, 2 фп. квартета (для фп., скр., флейты и влч.), секстет (для фп., 2 альтов, 2 валторн и влч.), пьесы для фп.
Литература: Arnold I. Th. F. С, Gallerie der berьhmtesten Tonkьnstler des 18. und 19. Jahrhunderts, Bd 1-2, Erfurt, 1810, 1816; Neumann W., Fr. H. Himmel, Lpz., 1852; Gelber L., Die Liederkomponisten A. Harder, Fr. H. Himmel..., В., 1936 (Diss.).Ю. В. Крейнина.