Музыкальная энциклопедия - венеция
Связанные словари
Венеция
В сер. 17 в. ведущее положение в муз. жизни В. заняли оперные т-ры. Расцвет венецианской оперы связан с деятельностью К. Монтеверди, мн. сочинения к-рого впервые были исполнены в В. Среди оперных композиторов Ф. Кавалли, М. А. Чести, Дж. Легренци, А. Страделла и др. В 1637 по инициативе певцов Ф. Манелли и Б. Феррари был создан первый в истории общедоступный оперный т-р "Сан-Кассиано". На протяжении 17 в. открылось ещё 15 т-ров (мн. из них строились рядом с крупными соборами и назывались их именами): т-ры "Санти-Джованни э Паоло" (1639), "Сан-Мойзе" (1639, впоследствии "Минерва"), "Новиссимо" (1641), "Санти-Апостоли" (1649), "Сант-Аполлинаре" (1651), "Сан-Джованни Кризостомо" (1678, впоследствии т-р "Малибран") и др. Оперные постановки отличались помпезностью и хорошей технической оснащённостью, однако театральные оркестры и хоры были невелики.
В 18 в. в В. получает развитие особая форма муз.-образоват. учреждений т.н. "оспедале" (сиротские дома, приюты для призрения бедняков, больных). Ещё в кон. 16 в. в них было введено муз. обучение, появились проф. учителя музыки (нередко органисты и певцы собора св. Марка). Здесь создавались свои капеллы, устраивались массовые хор. концерты; к нач. 18 в. при многих из них действовали консерватории, где преподавали выдающиеся композиторы А. Вивальди, Дж. Порта, Н. Порпора, Дж. Сарти, Б. Га-луппи, Н. Йоммелли и др. Наибольшей известностью в Италии и за её пределами пользовались 4 консерватории "Пиета", "Мендиканти", "Инкурабили", "Санти-Джованни э Паоло" ("Оспедалетто"). В них учились музыканты мн. стран. Воспитанники и педагоги консерваторий участвовали в регулярных открытых концертах. К кон. 18 в. финансовое положение консерваторий ухудшилось (в 1776 3 из них были приняты на содержание гос-ва, "Пиета" сократила свою деятельность).
В 18 в. расцветает конц. жизнь В., широкое распространение получает инстр. музыка. Возрастает роль разл. частных академий, устраивавших орк. и камерные концерты. Для них писали композиторы, служившие в капелле св. Марка и консерваториях, а также работавшие в В., Т. Альбинони, Б. Марчелло, Д. Альберти, П. Нардини и др. Большой популярностью пользовались концерты под открытым небом (музыканты располагались в гондолах). Ещё в кон. 17 в. была осн. гильдия музыкантов св. Цецилии, к сер. 18 в. её членами стали все музыканты В. (в т. ч. гастролировавшие здесь артисты). В 18 в. продолжает развиваться оперное иск-во. Были открыты т-ры: "Сан-Бенедетто" (1755, впоследствии "Театр Россини") и "Фениче" (1792). Для венецианских т-ров писали многие композиторы Италии и других стран, в т. ч. А. Вивальди, Г. Ф. Гендель, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза, Д. С. Бортнянский и др. На сценах В. выступали лучшие певцы того времени Дж. Карестини, А. Бернакки, Ф. Бордони и др.
После падения Венецианской республики и с началом длительного периода австр. владычества (с 1797) утрачивается роль В. как одного из центров европ. музыки. Закрываются мн. т-ры, консерватории. Муз. жизнь сосредоточивается в т-ре "Фениче", на сцене к-рого были впервые пост. написанные специально для этого т-ра оперы Дж. Россини ("Танкред", 1813; "Сигизмунд", 1814; "Семирамида", 1823), В. Беллини ("Капулетти и Монтекки", 1830; "Беатриче ди Тенда", 1833), Г. Доницетти ("Велизарий", 1836; "Мария ди Руденц", 1838), Дж. Мейербера ("Крестоносец в Египте", 1824), а также Д. Чимарозы, С. Майра, Н. Цингарелли, С. Меркаданте и др. В т-ре пели выдающиеся вокалисты А. Каталани, Дж. Стреппони, И. Кольбран, Дж. Паста, Дж. Гризи, М. Малибран, Дж. Рубини, Д. Ронкони, А. Тамбурини и др. В 1838-59 при т-ре функционировала певческая школа. Яркой страницей в истории театра явились постановки специально написанных для него опер Дж. Верди: "Эрнани" (1844), "Атилла" (1846), "Риголетто" (1851), "Травиата" (1853), "Симон Бокканегра" (1-я ред., 1857). Т-р "Фениче" впервые в Италии пост. тетралогию "Кольцо нибелунга" Вагнера (1883), а также ряд опер Р. Леонкавалло, П. Масканьи.
Во 2-й пол. 19 в. вновь оживляется конц. жизнь города. Об-во "Бенедетто Марчелло" (осн. 1877 Д. К. ди Кастельсепио) устраивало концерты, пропагандируя старинную и совр. музыку, открыло б-ку и Музыкальный лицей. С 1895 лицей стал государственным (помещался во Дворце Пизани). В кон. 19 нач. 20 вв. им руководили видные музыканты, в т. ч. М. Э. Босси, Э. Вольф-Феррари. В 1916 лицей был приравнен к высшей школе, в 1940 преобразован в Государственную консерваторию им. Бенедетто Марчелло. Директорами консерватории были Дж. Ф. Малипьеро, Р. Фазано, Г. Бьянки и др.
В В. с 1930 проводятся Международные фестивали современной музыки (первоначально каждые два года, с 1936 ежегодно). Здесь состоялись премьеры мн. произв. А. Казеллы, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Б. Бриттена, Л. Ноно и др. В 1953 по инициативе Р. Фазано основан Междунар. центр пропаганды итал. музыки, к-рый ежегодно организует летние курсы ("Музыкальные каникулы") по изучению старинной итал. музыки. В В. находятся Нац. б-ка Марчиано, б-ка фонда Д. Чини, Музей музыкальных инструментов при консерватории.
Литература: Caffi Fr., Storia della musica sacra nella giа Cappella ducale di S. Marco in Venezia dal 1318 al 1797, v. 1-2, Venezia, 1854-55, facsim., Roma, 1936; Galvani L. N., I teatri musicali di Venezia nel secolo XVII (1637-1700), Mil., 1878; Wiel T., I teatri musicali di Venezia nel '700, Venezia, 1897; La musica veneziana, Venezia, 1955.