Музыкальная энциклопедия - венявский г.
Связанные словари
Венявский г.
Один из крупнейших представителей романтич. школы, В. принадлежал, по выражению А. Г. Рубинштейна, к виртуозам, "двигающим вперёд искусство". Внешне блестящей игре салонных скрипачей В. противопоставил жизненное, глубоко национальное иск-во. Славянское песенное начало, проявлявшееся в особой широте и задушевной напевности кантилены, полёт фантазии, неслыханный виртуозный размах сочетались в игре В. с властной, захватывающей силой ритма, в к-ром ярко выявлялась нац. характерность. В. называли "Шопеном скрипки". Современники отмечали своеобразие виртуозного мастерства В., в особенности технику смычка, штрихов. Несравненный исполнитель виртуозной музыки, В. одним из первых ввёл в программы своих выступлений классич. произв., способствовал обновлению конц. репертуара скрипачей. Его квартетные собрания в 1860-х гг. (совм. с К. Ю. Давыдовым) стали выдающимся событием муз. жизни Петербурга. Как композитор В. обогатил скрипич. репертуар; особенно велико его значение в развитии жанровой скрипич. пьесы и художеств. этюда. В его мелодичных, полных задушевного лиризма и ритмич. своеобразия мазурках, полонезах, "Легенде" ("Lйgende", оp. 17, 1860), "Скерцо-тарантелле" (1855) и др. сочинениях, отличающихся богатой и разнообразной виртуозной фактурой, воплощены особенности польского нац. инстр. стиля. Они принадлежат к числу наиболее популярных произв. скрипичной виртуозной литературы 19 в. Нек-рые из них ("Легенда", мазурки) вошли в излюбленный репертуар рус. домашнего музицирования. Рус. темы нашли отражение в его "Воспоминании о Москве" ("Souvenir de Moscou", op. 6, 1853) и в "Русском карнавале" ("Le carnaval russe", op. 11, 1853). П. И. Чайковский видел в В. "неподражаемого в своём роде скрипача и даровитого композитора". Имя В. носят междунар. муз. конкурсы (скрипачей в Варшаве, с 1935, возобновлены с 1952 в Познани; с 1957 также композиторов и скрипич. мастеров).
Сочинения (даты изданий): для скр. с орк. 2 концерта (ор. 14, 1853; ор. 22, 1870), 2 полонеза (Grand duo polonais, op. 4, 1853; op. 21, 1870), Фантазия на темы оперы "Фауст" Ш.Гуно (Fantasie Brillante sur "Faust", op. 20, 1870); для скр. и фп. Куявяк (1853), Блестящие вариации на оригинальную тему (1854), Две характеристические мазурки (Oberlas, Dudziarz, op. 19, 1860), этюды-каприсы для 2 скр. (op. 18, 1862); для скр. соло Современная школа (L'йcole moderne, op. 10, 1854), каденции к концерту No 22 Дж. Б. Виотти (изданы в 1830-е гг.), транскрипция романса Ночь А. Г. Рубинштейна (1860-е гг.) и др.Литература: Ямпольский И., Генрик Венявский, М., 1955; Гинзбург Л., Генрик Венявский в России, в сб.: Русско-польские музыкальные связи, М., 1962, с. 256-81; Григорьев В., Генрик Венявский, М., 1966; Strumillо F., Konzerty skrzypcowe Wieniawskiego, Kr., 1955; Desfоssez A., H. Wieniawski. Esquisse, La Haye, 1956; Reiss J. W., H. Wieniawski, Kr., 1963; Henryk Wieniawski. Kronika zycia. Oprac. Wladyclaw Duleba, Кг., 1967. И. M. Ямпольский.