Музыкальная энциклопедия - венская государственная опера
Связанные словари
Венская государственная опера
С сер. 18 в. деятельность придв. оперной труппы связана с оперной реформой К. В. Глюка (с 1754 придв. капельмейстер), с развитием нац. оперного стиля, основанного на жанре зингшпиля. Ставятся оперы И. Умлауфа ("Горнорабочие", 1778, и др.), В. А. Моцарта ("Похищение из сераля", 1782), К. Диттерсдорфа ("Доктор и аптекарь", 1786) и др.
С нач. 19 в. венская опера осуществляет пост. лучших произв. нем., австр., итал. и позже франц. композиторов: Л. Керубини ("Медея"), Л. Бетховена ("Фиделио"), Дж. Россини ("Танкред", "Сорока-воровка", "Вильгельм Телль" и др.), К. М. Вебера ("Вольный стрелок"), Дж. Мейербера ("Роберт-дьявол", "Гугеноты"), Г. Доницетти ("Лючия ди Ламмермур", "Лукреция Борджа"), Дж. Верди ("Набукко", "Риголетто", "Трубадур" и др.), Р. Вагнера ("Лоэнгрин", "Тангейзер" и др.), Ш. Гуно ("Фауст") и др. В эти годы здесь выступали многие крупнейшие европ. певцы, в т. ч. австр. и нем.: П. А. Мильдер-Хауптман, В. Шрёдер-Девриент, К. Унгер, Г. Зонтаг и др. В 1869 Венская придв. опера получила новое здание, долгое время считавшееся одним из лучших театр. зданий мира (проект арх. Э. ван дер Нюлля и А. Зиккард фон Зиккардсбурга). Т-р открылся оперой "Дон Жуан" Моцарта. В 1875-97 муз. директор и гл. дирижёр т-ра X. Рихтер выдающийся интерпретатор вагнеровских опер. При нём были осуществлены пост.: тетралогия "Кольцо нибелунга" (1877-79), "Тристан и Изольда", моцартовский цикл, "Отелло", а также совр. оперы
П. Корнелиуса, Ж. Массне, Э. Хумпердинка и др. В конце 19 в. возрос интерес к балету, в числе других часто исполнялись балеты Й. Байера "Кукольная фея" и "Солнце и земля".
В конце 19 нач. 20 вв. благодаря реформаторской деятельности Г. Малера (гл. дирижёр т-ра в 1897-1907) Венская придв. опера стала одним из лучших европ. оперных т-ров. Малер стремился подчинить все компоненты оперного спектакля единому замыслу (в соответствии с авторской партитурой), тщательно готовил каждую постановку, предъявляя высокие требования оркестру, хору и певцам, добиваясь особой муз.-драм. выразительности. Он привлёк к работе в т-ре дирижёров Б. Вальтера и Ф. Шалька, художника-декоратора A. Роллера. В эти годы наряду с блестящими постановками произв. Моцарта, Бетховена, Вебера, Вагнера были впервые исполнены: "Богема"; "Фальстаф"; "Электра" Р. Штрауса и др., а также оперы П. И. Чайковского "Евгений Онегин", "Пиковая дама" и "Иоланта". На сцене театра выступали певцы П. Лукка, А. Матерна, Г. Винкельман, А. Бар-Мильденбург, Л. Леман, Л. Слезак и др. В 1918, после образования Австр. республики, т-р получил совр. название. Во главе т-ра становится Ф. Шальк (до 1929). В 20-30-е гг. наряду с произв. Моцарта ("Идоменей"), Верди ("Дон Карлос", "Макбет"), Р. Штрауса ("Женщина без тени", "Саломея", "Елена Египетская"), М. Равеля ("Испанский час"), М. де Фальи ("Короткая жизнь") в репертуаре т-ра значит. место занимают оперы совр. композиторов (в т. ч. "Чудо Элианы" Корнгольда, "Джонни наигрывает" Кшенека, "Счастливая рука" Шёнберга, "Царь Эдип" Стравинского и др.).
В годы фашистской оккупации (1938-45) В. г. о. пришла в упадок. Сразу после освобождения Австрии (1945) т-р возобновил деятельность и вскоре вернул себе славу ведущего муз.-театр. центра страны. Здание т-ра в 1945 было разрушено бомбардировкой, т-р временно давал спектакли в помещениях "Театра ан дер Вин" и Народной оперы. Сезон 1955-56 открылся в восстановленном здании (зрит. зал на 2209 мест). Были пост. оперы: "Фиделио", "Дон Жуан", "Аида"; "Мейстерзингеры" Вагнера и др. В 1956-64 В. г. о. рук. Г. Караян. Среди лучших спектаклей 50-60-х гг.: "Так поступают все", "Свадьба Фигаро" Моцарта, "Юлий Цезарь" Генделя, "Орфей" Глюка, "Золушка" Россини, "Бал-маскарад"; тетралогия "Кольцо нибелунга", "Тристан и Изольда" Вагнера, "Проданная невеста", "Князь Игорь"; "Ариадна на Наксосе" и "Саломея" Р. Штрауса, "Лулу" Берга, триптих "Триумфы" и "Царь Эдип" Орфа, "Ревизор" Эгка, "Художник Матис" Хиндемита, "Диалоги кармелиток" Пуленка и др.
В 1930-60-е гг. в В. г. о. выступали лучшие певцы Австрии и др. стран, в т. ч. А. и X. Конечны, М. Чеботари, Э. Шварцкопф, И. Зефрид, X. Гюден, Л. Делла Каса, С. Юринац, А. Дермота, Д. Фишер-Дискау, Ю. Патцак, Б. Нильсон, М. Дель Монако, П. Шёфлер, М. Лоренц и др., работали крупнейшие дирижёры К. Краус, Р. Штраус, Б. Вальтер, О. Клемперер, B. Фуртвенглер, Й. Крипс, В. Де Сабата, К. Бём, Г. Караян, Д. Митропулос, Л. Бернстайн и др. В 70-е гг. в труппе т-ра певцы В. Берри, О. Винер, Э. Кунц, К. Людвиг, В. Липп, Л. Ризанек, Р. Хольм и др.; постоянными дирижёрами т-ра являются Й. Крипс и К. Бём. В 1971 В. г. о. гастролировала в СССР.
Литература: Черная Е., Австрийский музыкальный театр до Моцарта, М., 1965; Wallaschek R., Geschichte des Kaiserund Kцniglichen Hofoperntheaters, W., 1909; Rirсhan E., Witesсhnik A., Fгitz О., 300 Jahre Wiener Operntheater, W., 1953; Кrа1ik H., Die Wiener Oper, W., 1962; Krause E., Die groЯen Opernbьhnen Europas, Kassel Lpz. В., 1966. С. M. Грищенко.