Музыкальная энциклопедия - хохлов п. а.
Связанные словари
Хохлов п. а.
Один из выдающихся певцов, X. яркий представитель рус. вок. школы. Он принёс на оперную сцену новый стиль исполнения (полный отказ от внешне эффектного пения, стремление бережно донести до слушателя замысел композитора). Певец обладал мягким, бархатистого тембра голосом широкого дыхания и большого диапазона (ему были одинаково доступны басовые и теноровые звуки), превосходными сценич. данными. Тонкий музыкант и талантливый актёр, он всегда стремился к созданию полноценного правдивого художеств. образа. В обширном репертуаре X. преобладали партии из опер рус. композиторов. Лирич. образы были артисту ближе героических. Совершенством, глубиной и законченностью трактовки выделялись партии Онегина и Демона. Его интерпретация этих образов стала традицией на оперной сцене. П. И. Чайковский писал, что "не может себе представить Онегина иначе, как в образе Хохлова".
Среди др. партий Светлейший ("Черевички" Чайковского), Елецкий, Князь Игорь, Руслан, Мизгирь; Троекуров ("Дубровский"), Борис Годунов; Вольфрам ("Тангейзер"), Дон Жуан, Жермон; Ренато ("Бал-маскарад"). Талантливого певца и актёра высоко ценили Чайковский, А. Г. Рубинштейн, мн. рус. муз. критики. X. не был педагогом, он не создал своей школы, но у него учились иск-ву работы над образом, вок. мастерству мн. артисты. Ф. И. Шаляпин неслучайно назвал X. своим учителем.
Литература: П. А. Хохлов, "РМГ", 1900, No5; Ремезов И., Образы Чайковского на оперной сцене, "СМ", 1940, No 5-6; Чайковский на московской сцене, М.-Л., 1940, Дурылин С., П. А. Хохлов, М.-Л., 1947; Яковлев Вас., П. А. Хохлов, М.-Л., 1950; (Памятные даты), "МЖ", 1959, No 12.