Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - импрессионизм

Импрессионизм

(франц. impressionnisme, от impression впечатление) художеств. течение, возникшее в 70-х ГГ. 19 в. во франц. живописи, а затем проявившееся в музыке, лит-ре, театре. Выдающиеся живописцы-импрессионисты (К. Моне, К. Писарро, А. Сислей, Э. Дега, О. Ренуар и др.) обогатили технику изображения живой природы во всей её чувственной прелести. Сущность их иск-ва в тончайшей фиксации мимолётных впечатлений, в особой манере воспроизведения световой среды с помощью сложной мозаики чистых красок, беглых декоративных штрихов. Муз. И. возник в конце 80 нач. 90-х гг. Своё классич. выражение он нашёл в творчестве К. Дебюсси. Применение термина "И." к музыке во многом условно: муз. И. не вполне аналогичен одноим. течению в живописи. Главное в музыке композиторов-импрессионистов передача настроений, приобретающих значение символов, фиксация едва уловимых психологич. состояний, вызванных созерцанием внешнего мира. Это сближает муз. И. с иск-вом поэтов-символистов, для к-рого характерен культ "невыразимого". Термин "И.", применявшийся муз. критиками конца 19 в. в осуждающем или иронич. смысле, позднее стал общепринятым определением, охватывающим широкий круг муз. явлений рубежа 19-20 вв. как во Франции, так и в др. странах Европы.

Импрессионистские черты музыки К. Дебюсси, М. Равеля, П. Дюка, Ф. Шмита, Ж. Роже-Дюкаса и др. франц. композиторов проявляются в тяготении к поэтич. одухотворённому пейзажу ("Послеполуденный отдых фавна", "Ноктюрны", "Море" Дебюсси, "Игра воды", "Отражения", "Дафнис и Хлоя" Равеля и др.). Близость к природе, тонкие ощущения, возникающие при восприятии красоты моря, неба, леса, способны, по мысли Дебюсси, возбудить фантазию композитора, вызвать к жизни новые звуковые приёмы, свободные от академич. условностей. Др. сфера муз. И. рафинированная фантастика, порождённая антич. мифологией или ср.-век. легендами, мир экзотики народов Востока. Новизна художеств. средств нередко сочеталась у композиторов-импрессионистов с претворением изысканных образов старинного иск-ва (живописи стиля рококо, музыки франц. клавесинистов).

Муз. И. унаследовал нек-рые черты, присущие позднему романтизму и нац. школам 19 в.: интерес к поэтизации старины и далёких стран к тембровой и гармонич. красочности, воскрешению архаич. ладовых систем. Поэтич. миниатюризм Ф. Шопена и Р. Шумана, звукопись позднего Ф. Листа, колористич. находки Э. Грига, Н. А. Римского-Корсакова, свобода голосоведения и стихийная импровизационность М. П. Мусоргского нашли оригин. продолжение в творчестве Дебюсси и Равеля. Талантливо обобщив достижения предшественников, эти франц. мастера в то же время резко восстали против академизации романтич. традиций; патетич. преувеличениям и звуковой перенасыщенности муз. драм Р. Вагнера они противопоставляли иск-во сдержанных эмоций и прозрачной скупой фактуры. В этом сказалось и стремление воскресить специфически франц. традицию ясности, экономии выразит. средств, противопоставив их тяжеловесности и глубокомысленности нем. романтизма.

Во мн. образцах муз. И. проступает восторженно-гедонистич. отношение к жизни, что роднит их с живописью импрессионистов. Иск-во для них сфера наслаждения, любования красотой колорита, сверканием светлых безмятежных тонов. При этом избегаются острые конфликты, глубокие социальные противоречия.

В отличие от чёткого рельефа и сугубо материальной палитры Вагнера и его последователей, музыка импрессионистов часто характеризуется тонкостью, нежностью, беглой переменчивостью звуковых образов. "Слушая импрессионистов-композиторов, вы по преимуществу вращаетесь в кругу туманных переливчатых звучаний, нежных и хрупких до того, что вот-вот музыка вдруг дематериализуется... лишь в душе вашей надолго оставив отзвуки и отблески упоительных бесплотных видений" (В. Г. Каратыгин).

Эстетика И. воздействовала на все осн. жанры музыки: вместо развитых многочастных симфоний стали культивироваться симф. эскизы-зарисовки, сочетающие акварельную мягкость звукописи с символистской загадочностью настроений; в фп. музыке столь же сжатые программные миниатюры, осн. на особой технике звукового "резонирования" и картинной пейзажности; на смену романтич. песне пришла вок. миниатюра с преобладанием сдержанной речитации, сочетающейся с красочной изобразительностью инстр. фона. В оперном т-ре И. привёл к созданию муз. драм полулегендарного содержания, отмеченных чарующей деликатностью звуковой атмосферы, скупостью и естественностью вок. декламации. При некотором углублении психологич. выразительности в них сказалась статика драматургии ("Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси).

Творчество композиторов-импрессионистов во многом обогатило палитру муз.-выразит. средств. Это относится прежде всего к сфере гармонии с её техникой параллелизмов и прихотливым нанизыванием неразрешающихся красочных созвучий-пятен. Импрессионисты заметно расширили совр. тональную систему, открыв путь многим гармонич. новшествам 20 в. (хотя и заметно ослабили чёткость функцион. связей). Усложнение и разбухание аккордовых комплексов (нонаккорды, ундецимаккорды, альтерированные и квартовые созвучия) сочетаются у них с упрощением, архаизацией ладового мышления (натуральные лады, пентатоника, целотонные комплексы). В оркестровке композиторов-импрессионистов преобладают чистые краски, капризные блики; часто применяются соло деревянных духовых, пассажи арф, сложные divisi струнных, эффекты con sordino. Типичны и чисто декоративные, равномерно текучие остинатные фоны. Ритмика подчас зыбка и неуловима. Для мелодики характерны не закруглённые построения, но короткие выразит. фразы-символы, напластования мотивов. При этом в музыке импрессионистов необычайно усилилось значение каждого звука, тембра, аккорда, раскрылись безграничные возможности расширения лада. Особую свежесть музыке импрессионистов придало частое обращение к песенно-танц. жанрам, тонкое претворение ладовых, ритмич. элементов, заимствованных в фольклоре народов Востока, Испании, в ранних формах негритянского джаза.

В нач. 20 в. муз. И. распространился за пределами Франции, обретая у разл. народов специфич. нац. черты. В Испании М. де Фалья, в Италии О. Респиги, молодой А. Казелла и Дж. Ф. Малипьеро оригинально развивали творч. идеи франц. композиторов-импрессионистов. Своеобразен англ. муз. И. с его "северной" пейзажностью (Ф. Дилиус) или пряной экзотикой (С. Скотт). В Польше муз. И. представлял К. Шимановский (до 1920) с его ультрарафинированными образами античности и Др. Востока. Влияние франц. И. испытали в нач. 20 в. и нек-рые рус. композиторы (Н. Н. Черепнин, В. И. Ребиков, С. Н. Василенко в ранние годы его творчества). У А. Н. Скрябина самостоятельно сформировавшиеся черты И. сочетались с пламенной экстатичностью и бурными волевыми порывами. Слияние традиций музыки Н. А. Римского-Корсакова с самобытно претворёнными воздействиями франц. И. заметны в ранних партитурах И. Ф. Стравинского ("Жар-птица", "Петрушка", опера "Соловей"). Вместе с тем Стравинский и С. С. Прокофьев наряду с Б. Бартоком оказались зачинателями нового, "антиимпрессионистского" направления в европ. музыке кануна 1-й мировой войны.

Литература: Каратыгин В., Новейшие течения в западноевропейской музыке, "Северные записки", 1913, декабрь, в кн.: В. Г. Каратыгин. Избранные статьи, М.-Л., 1965; его же. Музыкант-импрессионист. К постановке "Пеллеаса и Мелизанды" Дебюсси, "Речь", 1915, 21 октября, в кн.: Каратыгин В. Г., Избранные статьи, Л., 1965; Кремлев Ю., Об импрессионизме Клода Дебюсси, "СМ", 1934, No 11; его же, Импрессионизм Дебюсси, там же, 1962, No 12; Landоrmy Р., Le dйclin de l'impressionisme, "RM", II, 1902; Wartisch О., Studien zur Harmonik des musikalischen Impressionismus, Erlangen, 1921 (Diss.); Danckert W., Liszt als Vorlдufer des musikalischen Impressionismus, "Die Musik", Jahrg. XXI, 1928/29; его же, Das Wesen des musikalischen Impressionismus, I, "Deutsche Vierteljahrsschrift fьr Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte", VII, 1929; Кцlsсh H. F., Der Impressionismus bei Debussy, Kцln, 1937 (Diss.); Lyz R., Les musiciens Impressionistes, P., 1938; Schulz H. G., Musikalischer Impressionismus und impressionistischer Klavierstil, Wьrzburg, 1938; Сaprу A., Le origini dell impressionismo musicale, "Rass. mus.", XI, 1939; Moser R., L'impressionisme franзais..., Gen.-Lille, 1952; Кroher E., Impressionismus in der Musik, Lpz., 1957.

И. В. Нестьев.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое импрессионизм
Значение слова импрессионизм
Что означает импрессионизм
Толкование слова импрессионизм
Определение термина импрессионизм
impressionizm это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины