(франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus неожиданный, внезапный) встречающийся в ряде иск-в (поэзия, драма,
музыка, хореография) особый вид художеств. творчества, при к-ром произв. создаётся непосредственно в процессе его исполнения. Муз. И. известна с древнейших времён. Устный характер нар. творчества передача песен и инстр. наигрышей на слух, по памяти способствовал использованию нар. музыкантами (певцами и инструменталистами) элементов И. В своей практике И. они опирались на выработанные в народе формы муз. мышления, на устоявшийся круг интонаций, попевок, ритмов и т. п. Для нар. музыкантов характерно стремление объединить чёткую фиксацию однажды найденного муз. образа с его свободным варьированием, добиваясь постоянного обновления и обогащения музыки. В муз. культурах вост. народов импровизац. варьирование определённой мелодич. модели составляет осн. форму музицирования. Через странствующих нар. музыкантов И. проникла в гор. муз. культуру. В европ. проф. музыке И. получает распространение в ср. века первоначально в вок. культовой музыке. Поскольку формы её записи были приблизительными, неполными (невмы, крюки), исполнитель вынужден был в той или иной мере прибегать к импровизации (т.н. юбиляции и др.). Со временем методы И. становились всё более определёнными, регламентированными. Высокого художеств. уровня иск-во И. достигает в светских муз. жанрах в эпоху Возрождения; многообразное преломление оно получает в муз. практике 16-18 вв., как в композиторском, так и в исполнительском искусстве. С развитием инстр. сольной музыки, особенно для клавишных инструментов, выросли масштабы И.
до создания в виде И. целых муз. пьес. Музыкант, нередко объединявший в одном лице композитора и исполнителя, для овладения иск-вом И. должен был пройти спец. подготовку. Мерилом проф. квалификации музыканта, напр. органиста, долгое время служило его мастерство в т.н. свободной И. (часто на заданную тему) полифонич. муз. форм (прелюдий, фуг и др.). Первым прославленным мастером И. был органист и
композитор 15 в. Ф. Ландино. С конца 16 в., с утверждением гомофонно-гармонич. склада (мелодия с аккомпанементом), распространяется система т.н. генерал-баса, к-рая предусматривала исполнение аккомпанемента к мелодии по цифрованному басовому толосу. Хотя исполнитель и должен был придерживаться определённых правил голосоведения, подобная расшифровка генерал-баса включала в себя и элементы И. Владение генерал-басом в 17-18 вв. считалось обязательным для музыканта-исполнителя. В 16-18 вв. были распространены приёмы исполнит. И.
колорирование (разукрашивание) исполнителями инстр. пьес (для лютни, клавира, скрипки и др.), вок. партий. Особенно широкое применение они нашли в колоратурных партиях итал. опер 18 нач. 19 вв. (см.
Колоратура,
Рулада, Фиоритура). Правила этого рода И., одним из художеств. проявлений к-рой является иск-во орнаментики, изложены во мн. старинных муз.-теоретич. трактатах, вок. и инстр. школах. Однако злоупотребление такими приёмами, превращавшими подобную И. во внешне-виртуозное украшательное иск-во, привело к её вырождению. Углубление муз. содержания, усложнение его форм в 18-19 вв. потребовали от композиторов более полной и точной записи муз. текста произведения, устраняющей произвол исполнителей. С конца 18 в. исполнительская И. в разл. её проявлениях (на основе генерал-баса, колорирования и др.) начинает уступать место точной передаче исполнителем нотной записи, кладёт начало кристаллизации иск-ва интерпретации. Вместе с тем в 1-й пол. 19 в. получают распространение такие формы И., как свободное фантазирование, а также И. на заданную тему, к-рая утвердилась в качестве спец. (обычно заключительного) номера в конц. программах виртуозовинструменталистов. Выдающимися импровизаторами были крупнейшие композиторы этого времени (Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен). Всеобщее увлечение И. особенно характерно для эпохи романтизма. Свободное фантазирование составляло неотъемлемую часть исполнит. мастерства художника-романтика, необходимость его обосновывалась романтич. муз. эстетикой.
Позднее значение И. уменьшается. Исполнит. И. продолжает удерживаться у оперных певцов (в арии); черты её (в виде нюансов интерпретации в процессе самого исполнения) проявляются при исполнении произв. наизусть (форма конц. выступлений солистов, ставшая обычной со 2-й пол. 19 в.), чтении нот с листа. Свободная И. инструменталистов сохраняется в каденциях инстр. концертов (в течение непродолжит. времени; уже Бетховен в своём 5-м фп. концерте сам выписывает каденцию), у органистов (С. Франк, А. Брукнер, М. Дюпре и др.). И. хоральной обработки и фуги и поныне остаётся пробным камнем проф. мастерства органиста. В совр. муз. практике И. не играет существ. роли, сохраняя значение лишь в творч. акте композитора, в качестве подготовит. этапа формирования муз. образов и как элемент исполнит. интерпретации. Исключение составляет джазовая музыка, к-рой органически присущи элементы коллективной И. (см. Джаз). В 20 в. с возникновением кино И. находила применение в муз. иллюстрации "немых" кинокартин (сопровождение фильма игрой на фп.). Нек-рые муз. педагоги и композиторы используют И. как средство музыкального воспитания детей и юношества (Э. Жак-Далькроз, Ф. Йёде, К. Орф). С 1950-х гг. произвольная И. находит применение в авангардистском искусстве (см. Алеаторика), в произведениях К. Штокхау-зена, П. Булеза и др., запись к-рых даёт исполнителю лишь немногие ориентиры для свободного претворения авторского замысла или же предоставляет ему по собств. усмотрению, в процессе исполнения, варьировать форму сочинений. Нек-рые муз. жанры носят назв., указывающие на их частичную связь с И. (напр., "Фантазия", "Прелюдия", "Импровизация").
Литература: Wehle G. F., Die Kunst der Improvisation, Bd 1-3, Mьnster in W., 1925-32; Fischer M., Die organistische Improvisation im 17. Jahrh., Kassel, 1929 ("Kцnigsberger Studien zur Musikwissenschaft", V); Jцde Fr., Das schaffende Kind in der Musik, в кн.: Handbuch der Musikerziehung, hrsg. von E. Bьcken, Potsdam, 1931; Fellerer K. G., Zur Geschichte der freien Improvisation. "Die Musikpflege", Jahrg. II, 1932; Fritsch M., Variieren und Improvisieren, Kassel, 1941; Wolf H. Chr., Die Gesangsimprovisationen der Barockzeit, KongreЯ-Bericht, Bamberg, 1953; Ferand E. T., Die Improvisation, Kцln, 1956, 1961; Lцw H. A., Die Improvisation im Klavierwerk L. van Beethovens, Saarbrьcken, 1962 (Diss.).
И. М. Ямпольский.