Музыкальная энциклопедия - коллаж
Связанные словари
Коллаж
Термин "К." заимствован из живописи, где он означает особый технический приём наклеивание художником на к.-л. основу материалов другого цвета и фактуры; такой К. широко применялся в 20 в. в живописи кубистов, футуристов, дадаистов. В музыке К. получил распространение в 60-х гг. 20 в. в соч. композиторов, связанных с авангардистскими течениями ("Collage-Symphony" Л. Берио, "Hymnes" и "Opus 1970" Штокхаузена и др.).
К. принципиально отличается от приёма цитирования чужих тем. Как известно, композиторы издавна вводили в свои сочинения темы из произведений др. авторов. Часто подобным образом поступал И. С. Бах, примеры этого можно найти и в творчестве Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Й. Гайдна и др. Существуют произведения, почти целиком состоящие из принадлежащих различным композиторам муз. отрывков (см. Мозаика, Пастиччо). В прошлом, однако, введение чужой музыки не подчёркивалось и не выделялось композиторами, стремившимися к максимальной ассимиляции своего и чужого материала. К., напротив, основан на механич. соединении стилистически разнородных элементов, вызывающем (особенно при одновременном сочетании различных планов) впечатление парадоксальной "несовместимости". Иногда этот приём используется с юмористической, пародийной целью. Эффект подчёркнутой стилистической неоднородности достигается и при применении только нек-рых стилевых признаков, получившем название псевдоколлажа.
Опыты использования К. в той или иной форме встречаются и у нек-рых сов. композиторов (напр., "Collage" на тему BACH Пярта, 2-я симфония Б. А. Чайковского).
Литература: Tibbe M., Collagetechnik und Zitatenverfahren, "Musica", Jahrg. XXV, H. 6, Nov.-Dez. 1971.