Музыкальная энциклопедия - колумбийская музыка
Связанные словари
Колумбийская музыка
Из муз. инструментов колумбийских аборигенов известны флейты (тростниковые, деревянные, костяные), многоствольные флейты Пана, бамбуковые и пальмовые трубы, рожки, морские раковины (без отверстий и с отверстиями для извлечения тонов разной высоты), погремушки и многочисл. барабаны.
Испан. завоевание (нач. 16 в.) положило конец самостоят. существованию музыки колумбийских индейцев. Частично она исчезла, будучи вытеснена или ассимилирована музыкой пришельцев, частично деформировалась под воздействием чуждых её природе европ. элементов. Относительно "чистая" индейская музыка сохраняется в нек-рых труднодоступных горных р-нах Колумбии и на территориях, удалённых от центров цивилизации.
Наиболее популярные песенно-танц. формы креольского фольклора Колумбии бамбуко, гуабина, торбельино, пасильо. Бамбуко подвижный парный танец типа испанской сарабанды или фанданго, хореография, содержанием к-ого является любовная пантомима. Аккомпанируют бамбуко чаще всего на типле (местная разновидность испан. гитары). Гуабина также подвижный танец с пением, сочетающий креольский гибкий мелос и прихотливый переменный метр с синкопированным инстр. сопровождением (влияние афр. полиритмии). Гуабина хореографически и мелодически родственна торбельино. Иного характера танец пасильо: это креольский вариант европ. вальса.
На протяжении 16 большей части 18 вв. практически единств. сферой проф. муз. деятельности в Колумбии была церковь. Расцвет церк. музыки относится к 1-й пол. 18 в. и связан с именем крупнейшего колумбийского композитора колониальной эпохи X. де Эррера-и-Чумачеро, к-рому принадлежат многочисл. мессы, ламентации и псалмы в стиле итал. и испан. полифонистов 16 в.
Светская проф. музыка развивалась в Колумбии медленно. В 1784 П. Каррикарте основал в Боготе первый дух. оркестр, выступавший с публичными концертами. Война за независимость (1810-19) и отделение от Испании (1819) стимулировали и активизировали развитие нац. иск-ва. Любительское музицирование, распространённое в богатых домах, постепенно перерастало в организованную конц. деятельность. В 1846 Э. Прайс открыл в Боготе Филармонич. конц. об-во (существовало до 1857), дававшее регулярные концерты, программы к-рых включали итал. оперную музыку, а также симф. и камерные соч. Й. Гайдна, B. А. Моцарта, Л. Бетховена, К. М. Вебера. Филармония явилась базой для создания в последующие годы ряда муз. учреждений. С 1848 до кон. 19 в. в Колумбии постоянно выступали европ. (в основном итал. и испан.) оперные труппы, репертуар к-рых состоял почти исключительно из итал. опер.
Среди композиторов 2-й пол. 19 в. X. Кеведо Арвело, писавший в основном культовую музыку (он же основал камерный ансамбль Гармонический секстет) и X. М. Понсе де Леон (ученик Ш. Гуно и А. Тома) автор первых поставленных на сцене нац. опер "Эстер" (1874) и "Флоринда" (1880). Во 2-й пол. 19 нач. 20 вв. выделяется многочисл. группа авторов, активно разрабатывавших нац. фольклор: Э. Мурильо, Д. Фальон, Н. Мата Гусман, П. Моралес Пино, Р. Падилья, Р. К. Мело, А. Кастилья, Л. Кальво и др.
В 1882 в Боготе была открыта Нац. академия музыки. В 1910 коми. Г. Урибе Ольгин реорганизовал академию в Нац. консерваторию. Одновременно он основал при консерватории Об-во симф. концертов (в 1910-35 Урибе Ольгин возглавлял консерваторию и об-во, в 1942-70 консерваторию). В 1936 дирижёр Г. Эспиноса на базе консерваторского оркестра создал Нац. симф. оркестр.
В 20 в. выдвинулось много талантливых композиторов и исполнителей. Крупнейший композитор, творчество к-рого получило известность за пределами Колумбии, Г. Урибе Ольгин. Его обширное наследие включает оперу "Фуратена" (1946), 7 симфоний, симф. поэмы, инстр. концерты, множество камерных соч., в т. ч. фп. сб. "300 пьес в народном характере" одно из самых популярных созданий композитора. А. Мартинес Монтойя автор пьес для дух. оркестра, лучшая из них "Колумбийская рапсодия" на нар. темы. C. Сифуэнтес написал неск. сарсуэл, симфонию на нар. темы, орк. и камерные произв., а также ряд муз. учебников и уч. пособий ("Теория музыки", "Музыкальная эстетика", "Современный контрапункт"). Ярко нац. характер носит творчество А. Мария Валенсии (среди его соч. "Инкская эклога", "Свирель и бамбуко", "Кауканские впечатления", "Южноамериканские напевы и ритмы"), к-рый был также крупнейшим колумбийским пианистом, концертировавшим в Европе и США. С нар. иск-вом тесно связано творчество X. Б. Сильвы (Симфония на нар. колумбийскую тему, симф. поэма "Торбельино"). К нац. направлению примыкают X. Росо Контрерас, К. Посада Амадор (ученик Нади Буланже и П. Дюка), Р. Пинеда, Л. Антонио Эскобар. В концертах исполняются также произв. комп. и дирижёра X. Веласко, комп. и пианиста Э. Эрнандеса, Г. Кеведо, А. Вильялобоса, Ф. Гонсалеса, X. Крисостомо Арриаги, А. Мехия, Г. Рендона, Б. Э. Атеортуа. Среди колумбийских музыкантов-исполнителей 20 в.: пианисты Т. Танко де Эррера, Ф. Корралес, М. Велес Аранго, А. Ойос Росо, Л. Перес, О. Буэнавентура; скрипачки С. Паэс Гонсалес, сестры Р. и М. де ла Пас Гарсиа, М. Эскобар де Агирре, Б. Боливар; виолончелист Д. Каро Грау; гитарист К. А. Диас; певец Л. Масиа (тенор); дирижёры М. А. Руэда, Д. Самудио; ведущие музыковеды, фольклористы и музыкальные критики Э. де Лима, X. И. Педромо Эскобар, А. Пардо Товар, Отто де Грайф, Г. Абадия, X. Ф. Нейман.
Центр муз. жизни Колумбии Богота, где функционируют оперный театр, Нац. консерватория, н.-и. центр по изучению фольклора (при Нац. ун-те), Нац. симф. оркестр, Нац. дух. оркестр, духовой оркестр Нац. полиции, квартет "Богота", Хоровое об-во, хореографич. труппа "Фольклорный балет" (рук. Соня Осорио) и др. В Колумбии, как и в других странах Лат. Америки, много небольших вок.-инстр. ансамблей, исполняющих нар. музыку и популярные авторские соч. в нар. стиле. Большую работу по пропаганде классич. и нац. музыки ведёт Нац. радио Колумбии.
Литература: Pичугин П., Национальная музыкальная культура Колумбии. Исторический очерк, в сб.: Культура Колумбии, М., 1974; Perdomo Escobar J. J., Historia de la mъsica en Colombia, Bogotб, 1935, 1963; Boletнn latinoamericano de mъsica, t. IV, Bogotб, 1938; Wribe Hоlguin G., Vida de un mъsico colombiano, Bogotб, 1941; Lima E. de, Folklore colombiane, Barranquilla, 1942.П. А. Ахундов.