Музыкальная энциклопедия - корелли а.
Связанные словари
Корелли а.
Композиторское наследие К., состоящее исключительно из сольных и ансамблевых скрипичных произв., количественно невелико. К. подолгу вынашивал художеств. замыслы, отделывал сочинения до полного совершенства. Его сб. сонат для скрипки соло с басом ор. 5 и сб. concerti grossi op. 6 (изд. посмертно, 1714) являются ярчайшими образцами старинной предклассич. сольной скрипичной сонаты и оркестровой музыки. Этими произв. он как бы подвёл итог исканиям неск. поколений итал. композиторов. То, что у предшественников К. было лишь смелой догадкой, технич. новшеством, приобрело в его творчестве законченный смысл, глубокое содержание, органичность формы. Круг муз. образов в его сонатах ещё недостаточно широк, порой ощущается нек-рая абстрактность муз. языка (гл. обр. в полифонич. частях "церковных" сонат). Но ясность и завершённость мысли, чеканность формы, а главное напевность его лучших произв. предвещают классич. иск-во. Сб. сольных сонат К. значит. веха в формировании инструментальной сонаты, а соncerti grossi заложили фундамент для развития симф. музыки. Они выявляют связь иск-ва К. с вековыми художеств. традициями Италии, с культурой итал. Возрождения. Произв. К. свидетельствуют о нар. истоках его музыки: "Пастораль" из concerto grosso No 8, заключит. "Фолья" из сб. сольных сонат и "В темпе гавота" из сонаты No 10 (Дж. Тартини избрал эту мелодию темой для своих 50 вариаций "Искусство смычка"). Последние 2 произв. (в обр. Ф. Крейслера) сохраняют популярность в концертном репертуаре скрипачей. Как виртуоз и педагог К. был основателем т.н. римской школы, положившей начало "золотому веку" итал. скрипичного искусства. В основе исполнит. мастерства К. лежало "искусство пения", ограниченное строгими рамками, идеалом являлась "связная", плавная игра. Современники отмечали яркую выразительность исполнения К., богатство и разнообразие оттенков. Среди его учеников Ф. Джеминиани, П. Локателли, Дж. Б. Сомис и др.
Сочинения: 4 сборника трио-сонат, ор. 1-4 (каждый по 12 произв., 1681, 1685, 1689, 1694); 12 сонат для скрипки и баса или чембало, ор. 5 (1700); 12 concerti grossi, op. 6 (1714).Литература: Кузнецов К., Ямпольский И., Арканджело Корелли, М., 1953; Оrsini L., Corelli, Torino, 1915; Pinсherle M., Arcangelo Corelli, P., 1933, nouv. йd., Corelli et son temps..., (s.l.), 1954; Rinaldi M., Arcangelo Corelli, Mil., 1953; Catalogo della Mostra corellianu, Roma, 1953-54; Stillings F. S., Arcongelo Corelli, Ann Arbor, 1957.И. М. Ямпольский.