Музыкальная энциклопедия - кругликов с. н.
Связанные словари
Кругликов с. н.
В своей критич. деятельности К. отстаивал идеи и творчество композиторов "Новой русской музыкальной школы". Он был одним из первых последовательных защитников и пропагандистов произв. М. А. Балакирева, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Римского-Корсакова в Москве. В 80-х гг. его суждения отличались свойственной балакиревскому кружку односторонностью. Заметное влияние на взгляды К. оказал Ц. А. Кюи. Это сказалось в предвзятом отношении К. к творчеству П. И. Чайковского, С. И. Танеева, в недооценке классич. наследия 18 в. Позже К. отказался от полемич. крайностей, его позиции стали более широкими и объективными. Признаваясь в своих возрастающих симпатиях "к старости и к старому", он одноврем. приветствовал и многое из новых явлений в иск-ве нач. 20 в. На этой почве К. открыто расходится с Кюи, предостерегая его от преждевременных отрицат. приговоров. К. поддержал организацию Вечеров современной музыки в Москве (1909). Вместе с тем он не был всегда достаточно последователен в своих суждениях, в них часто сказывалась субъективная ограниченность его вкусов. Обширное критич. наследие К. ценный источник для изучения моск. муз. жизни кон. 19 нач. 20 вв.
Сочинения: "Снегурочка", опера Н. Римского-Корсакова, "Музыкальное обозрение", 1885, No 8, 10; "Евгений Онегин", опера П. И. Чайковского, "Артист", 1889, кн. 2, с. 73-81; Мусоргский и его "Борис Годунов", там же, 1890, кн. 5, с. 117-28; "Князь Игорь", опера, слова и музыка А. П. Бородина, там же, 1890, кн. 4, с. 165-81; Сложные формы в искусстве. (К вопросу о задачах оперы), там же, 1893, кн. 3, с. 76-87, кн. 4, с. 52-67; "Вражья сила" Серова, там же, 1893, кн. 11, с. 54-62; "Вильям Ратклифф", опера Ц. А. Кюи, там же, 1894, кн. 2, с. 161-74, и др.Литература: С. Н. Кругликов. (Некролог), "РМГ", 1910, No 7, с. 196.Ю. В. Келдыш.