Музыкальная энциклопедия - крушельницкая с. а.
Связанные словари
Крушельницкая с. а.
Голос певицы красивого тембра, огромного диапазона (ок. 3 октав) был феноменальной силы звучания. Артистка большого актёрского дарования, яркого темперамента, К. с одинаковым успехом исполняла и драм. и лирич. партии. В её репертуаре было св. 60 партий, в т.ч. Татьяна, Лиза, Чио-Чио-сан, Галька; Ганна ("Страшный двор" Монюшко), Аида, Дездемона; Рахиль ("Дочь кардинала" Галеви), Джоконда ("Джоконда" Понкьелли), Эльза, Елизавета ("Лоэнгрин", "Тангейзер"), Соломея; Электра ("Электра" Р. Штрауса) и др. На рубеже 19-20 вв. мировая критика сравнивала исполнение К. с иск-вом Ф. И. Шаляпина, Э. Карузо, М. Баттистини. В сер. 20-х гг. оставила сцену, посвятив себя камерному исполнительству; много гастролировала. К. была тонким, глубоким интерпретатором произв. К. Монтеверди, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, М. П. Мусоргского. Обязательными в её конц. репертуаре были нар. укр. песни и произв. укр. композиторов, в т.ч. С. Ф. Людкевича, Д. В. Сичинского и Н. В. Лысенко, с к-рым К. связывала большая творч. дружба (композитор посв. ей неск. романсов, к-рые К. часто исполняла). В 1939 возвратилась во Львов. Активно включившись в сов. муз. жизнь, преподавала во Львовской консерватории (с 1946 профессор).
Литература: Славетна спiвачка. Спогади i статтi про Соломiю Крушельницьку, Львiв, 1956; Павлишин С., Замечательная украинская певица, "СМ", 1959, No 2; Зелiнський О., Безсмертя спiву, "Жовтень", 1973, No 9.Л. С. Кауфман.