Музыкальная энциклопедия - лешетицкий т.
Связанные словари
Лешетицкий т.
(Leszetycki) Теодор (Фёдор Осипович) (22 VI 1830, Ланьцут 14 XI 1915, Дрезден) польск. пианист и муз. педагог. Учился у К. Черни в Вене. Концертировал с 1842. В 1852-78 жил в Петербурге, занимаясь конц. и педагогич. деятельностью. В 1862-78 профессор Петерб. консерватории. В 1878-1915 жил в Вене. С 1886 отказался от конц. деятельности, всецело посвятив себя педагогике.
Завоевал известность одного из крупнейших в Европе фп. педагогов. У Л. занимались ученики из разных стран. Мн. из них приобрели мировое имя пианистов либо педагогов, в т. ч. А. Н. Есипова (в 1880-92 его жена), А. Шнабель, И. Падеревский, И. Фридман, Г. Гальстон, О. С. Габрилович, В. И. Сафонов, А. Браиловский, М. Гамбург, В.В. Пухальский, И. Сливиньский, М. Задора, С. М. Майкапар, И. А. Венгерова. Игра Л. отличалась тщательностью и изяществом отделки деталей, завершённостью фразировки и пластичной лепкой формы. Экспрессия его была сдержанной. Пьесы мелкой формы (в т. ч. салонные) занимали в репертуаре Л. большее место, чем классич. произв. Неуверенность на эстраде послужила одной из причин его отказа от публич.
выступлений. На становление педагогич. системы Л. оказали влияние наблюдения за игрой А. Г. Рубинштейна (с ним Л. вёл принципиальный спор о репертуаре, на к-ром следует воспитывать исполнителей). Отвергнув принципы чисто пальцевой игры предшествующих фп. школ, создал свой метод. Разработал системы разучивания муз. произв. и овладения технич.
мастерством (посадка, положение локтя, запястья; принцип "кистевой рессоры", борьба с "зажимами"). Л. стремился к выработке красоты и полноты звука ("большой тон"), фразировочной и динамич. отделке, тщательной отработке аппликатуры, широкому использованию приёмов "запаздывающей педали". Хотя ряд положений методики Л. и устарел (напр.
, преувеличение роли запястья), б. ч. его принципов фп. игры легла в основу совр. прогрессивных школ фп. педагогики. Л. автор оперы "Первая морщина" ("Die erste Falte", 1867, Прага; 1881, Висбаден) и мн. фп. пьес, гл. обр. салонного характера.Литература: Лешетицкий (некролог), "Музыка", 1915, No 237; Айсберг П., Лешетицкий, там же, 1916, No 244; Коган Г., Школа Лешетицького, "Музика" (Київ), 1925, ч. 1; Mайкапар С. М., Годы учения (автобиография композитора и педагога), М. Л., 1938, гл. 5; Шнабель A., Моя жизнь и музыка, пер.с англ., в сб.: Исполнительское искусство зарубежных стран, под ред. Г. Эдельмана, вып. 3, М., 1967, с. 73-86; Вrйе М., Die Grundlage der Methode Leschetizkys, Mainz, 1902, 1914; Potocka A., Theodor Leschetizky, N. Y., 1903; Prentner M., Der moderne Pianist, Phil., 1906; Unschuld v. Melasfeld M., Die Hand des Pianisten, Lpz., 1903; Hullah A., Theodor Leschetizky, L., 1906; Newcomb E., Leschetizky as I knew him, N. Y. -L., 1921; Bэk R., Prуba okreslenia metody Leszetyckiego, "RM", 1969, No 9, s. 12.
В. Ю. Дельсон. .