Музыкальная энциклопедия - лира
Связанные словари
Лира
1) Древнегреческий струнный щипковый муз. инструмент. Корпус плоский, округлой формы; первоначально изготовлялся из панцыря черепахи и снабжался мембраной из кожи быка, позднее выделывался целиком из дерева. По бокам корпуса две изогнутые стойки (из рогов антилопы или из дерева) с перекладиной, к к-рой крепились 7-11 струн. Настройка по 5-ступенному звукоряду. При игре Л. держали вертикально или наклонно; пальцами левой руки исполняли мелодию, а в конце строфы проводили плектром по струнам. Игрой на Л. сопровождали исполнение произв. эпич. и лирич. поэзии (с Л. связано возникновение лит. термина "лирика"). В противоположность дионисийскому авлосу Л. была инструментом аполлоническим. Дальнейшей ступенью развития Л. явилась кифара (китара). В ср. века и позднее антич. Л. не встречалась.
2) Смычковая однострунная Л. Упоминается в лит-ре с 8-9 вв., последние изображения 13 в. Корпус грушеобразный, с двумя серповидными отверстиями.
3) Колёсная Л. струнный инструмент. Корпус деревянный, глубокий, лодкоили восьмёркообразной формы с обечайкой, заканчивается головкой, часто имеющей завиток. Внутри корпуса укреплено натёртое смолой или канифолью колесо, вращаемое при помощи рукоятки. Через отверстие в деке оно выступает наружу, касаясь струн, при вращении заставляя их звучать. Число струн различно, средняя из них, мелодич., проходит через коробку с механизмом для изменения высоты звучания. В 12 в. для укорачивания струны употреблялись вращающиеся тангенты, с 13 в. нажимные. Диапазон первоначально диатонич. гамма в объёме октавы, с 18 в. хроматич. в объёме 2 октав. Справа и слева от мелодич. размещены две аккомпанирующие бурдонные струны, настроенные обычно в квинту или кварту. Под назв. органиструм колёсная Л. была широко распространена в ср. века. В 10 в. отличалась большими размерами; иногда на ней играли два исполнителя. Под разл. назв. колёсная Л. бытовала у мн. народов Европы и территории СССР. В России известна с 17 в.. На ней играли бродячие музыканты и калики перехожие (на Украине наз. реля, рыля; в Белоруссии лера). В сов. время создана усовершенствованная Л. с баянной клавиатурой и 9 струнами, с ладками на грифе (тип плоской домры), сконструирована семья лир (сопрано, тенор, баритон). Используется в нац. оркестрах.
4) Смычковая Л. струнный инструмент, возникший в Италии в 16-17 вв. По виду (углами корпуса, выпуклой нижней декой, головкой в форме завитка) несколько напоминает скрипку. Существовали Л. да браччо (сопрано), лироне да браччо (альт), Л. да гамба (баритон), лироне перфетта (бас). Лиры и лироне да браччо имели по 5 игровых струн (и одну или две бурдонных), Л. да гамба (наз. также лироне, лира имперфетта) 9-13, лироне перфетта (др. назв. арчивиолята Л., Л. перфетта) до 10-14.
5) Гитара-Л. разновидность гитары с корпусом, напоминающим др.-греч. Л. При игре находилась в вертикальном положении (на ножках или на опорной плоскости). Справа и слева от грифа имеются "рога", являющиеся либо продолжением корпуса, либо декоративным украшением. Гитара-Л. сконструирована во Франции в 18 в. Была распространена в странах Зап. Европы и в России до 30-х гг. 19 в.
6) Кавалерийская Л. металлофон: набор металлич. пластинок, подвешенных к металлич. раме, к-рая имеет форму Л., украшена конским хвостом. Играют металлич. колотушкой. Кавалерийская Л. предназначалась для духовых оркестров кавалерии.
7) Деталь рояля деревянная рама, часто в форме антич. Л. Служит для крепления педали.
8) В переносном смысле эмблема или символ иск-ва. Применяется в Сов. Армии для различия солдат и старшин музвзвода.
Литература: Музыкальная культура древнего мира. Сб. ст., Л., 1937; Струве Б., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Mодр A., Музыкальные инструменты, пер. с чеш., М., 1959; Sachs С., Reallexikon der Musikinstrumente, В., 1913, N. Y., 1964; его же, Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1920, 1930.Г. И. Благодатов.