Музыкальная энциклопедия - лирическая опера
Связанные словари
Лирическая опера
жанровая разновидность франц. оперы, сложившаяся во 2-й пол. 19 в. (opera lyrique). Генетически связана преим. с наследием комич. оперы. Во франц. музыке 2-й пол. 19 в. лиризация была типичной для большой и комич. оперы, оперетты. Эта характерная тенденция времени означала в оперном иск-ве тягу к углублению психологич. начала, интерес к личности человека и его интимному миру, в противовес историко-героич.
и легендарным сюжетам, приподнято-романтич. образам большой оперы. Внутри большой оперы она сказалась (ещё не разрушая граней жанра) в поздних операх Дж. Мейербера, в оперетте проявилась сентиментальной струёй в нек-рых произв. крупнейших её представителей, в т. ч. Ж. Оффенбаха. Отчётливый переход к новому жанру, наметившийся в творчестве Ш.
Гуно и А. Тома, завершился у Ж. Бизе, Л. Делиба, Ж. Массне. Лирич. тенденции характерны также для итал. и рус. оперного иск-ва ("Евгений Онегин" "лирич. сцены"). Процесс лиризации оперы был связан со стремлением художников раскрыть душевный мир человека. Каковы бы ни были сюжеты Л. о., трактовка образов приближала их к современности. Избирая для своих опер произв.
классич. лит-ры ("Фауст", "Гамлет", "Миньон", "Вертер", "Манон"), авторы Л. о. выделяли в них преим. лирич. драму. В сравнении с лит. первоисточниками оперы суживали идейную проблематику, переводя образы из философского, обобщённого плана в бытовой. "Фауст" Гуно и "Гамлет" Тома были в общем далеки от произв. И. Гёте и У. Шекспира ("Вертер" и "Манон" Массне претерпели относительно меньшие изменения).
Тем не менее Л. о. на сюжеты из классич. лит-ры открыли новые возможности для оперного иск-ва и завоевали широкий успех. Начало было положено оперой "Фауст", тонкость психологич. раскрытия сюжета была достигнута также в опере "Вертер". Ряд Л. о. на экзотич., "восточные" сюжеты ("Джамиле" Бизе, "Лакме" Делиба) обнаружили новое, поэтич. ощущение оперного "ориентализма".
Муз. язык Л. о. приобрёл более демократич. характер, приблизился к бытовой лирике, в композицию шире вошла танц. музыка и др. бытовые жанры. Муз. драматургия более гибко следовала за развитием действия, детализировались выразит.свойства речитатива. Авторы Л. о. приблизили её к слушателю, любовные драмы (нередкоЗс социальным оттенком, как драмы неравенства) развёртываются на совр. бытовом фоне. Как самостоят. жанр франц. Л. о. важна для последней трети 19 в., позжеЗнек-рые её черты в преобразованном виде становятся характерными для франц. оперного натурализма и символизма (А.
Брюно, Г. Шарпантье, К. Дебюсси). Известное родство с Л. о. обнаруживают произв. итал. веристов, особенно Дж. Пуччини.Литература: см. при ст. Опера. .