Музыкальная энциклопедия - лютня
Связанные словари
Лютня
Л. ведёт своё происхождение от уда одного из древнейших и главных струн. инструментов арабо-иранской муз. культуры, сведения о к-ром восходят к 3-7 вв. В конце средних веков уд был занесён маврами и сарацинами в Испанию и Сицилию, откуда в 14 в. под назв. Л. и с нек-рыми изменениями в конструкции распространился в странах Зап., а позднее и Вост. Европы, включая Польшу, Украину и отчасти Россию (с нач. 18 в. гл. обр. среди петерб. придв. круга). В эпоху Возрождения Л. приобрела господствующее положение как в проф., так и любительском исполнительстве. На ней играли соло, вводили её в состав разл. ансамблей и оркестров, аккомпанировали собственному пению, солистам, хору. Об исключит. популярности Л. свидетельствуют многочисл. картины, рисунки и гравюры, на к-рых художники изображали лютнистов и лютнисток с инструментами в руках. Наивысшего расцвета иск-во игры на Л. достигло в 16-17 вв. Ко 2-й пол. 18 в. Л. была вытеснена гитарой и струнными клавишными инструментами (клавикорд, клавесин, позднее фортепьяно). В 19 в. интерес к Л. и лютневой музыке возник вновь. Однако Л. этого времени ничем, кроме формы резонаторного корпуса, не отличалась от гитары (имела прямую головку, более узкую шейку с врезанными металлич. ладами, 6 одинарных струн и квартовый строй). Сохранила своё значение лишь в странах Востока. Бытует в Армении под араб. назв. "уд".
Для Л. была создана обширная муз. лит-ра. Часто авторы произв. были одноврем. и исполнителями. Среди наиболее крупных композиторов-лютнистов 16-18 вв.: итальянцы Фр. Спиначчино, Франческо да Милано, В. Галилеи, француз Д. Готье, англичанин Дж. Дауленд, немцы Г. Нёйзидлер и С. Вайс, поляки В. А. Длугорай и Б. Пенкель, украинец по происхождению, петерб. придв. музыкант Т. Белоградский. Л. использовали в своих соч. А. Вивальди, Г. Гендель, Й. Гайдн (сам хорошо игравший на Л.) и др.
Музыка для Л. записывалась при помощи табулатуры.
В 16 в. были созданы разновидности Л. более высокая по строю, дискантовая пандурина и низкие, басовые теорба и китаррон (архилютня). В 16-18 вв. работали выдающиеся мастера по изготовлению Л. П. Габбони, И. Вайс, И. Тильке, И. Гофман и др.
Литература: Вrеnе t M., Notes sur l'histoire du luth en France, Turin, 1899; La Laurencie L., Les luthistes, P., 1928; Zuth J., Handbuch der Laute und Guitarre, W., 1926-28.К. А. Вертков.