Музыкальная энциклопедия - клавесин
Связанные словари
Клавесин
Название "К." (во Франции; арпсихорд в Англии, кильфлюгель в Германии, клавичембало или сокращённо чембало в Италии) сохранилось за большими инструментами крыловидной формы с диапазоном до 5 октав. Существовали также меньшие по размерам инструменты, обычно прямоугольной формы, с одинарными струнами и диапазоном до 4 октав, называвшиеся: эпинет (во Франции), спинет (в Италии), вёрджинел (в Англии). К. с вертикально расположенным корпусом клавицитериум. К. применялся как сольный, камерно-ансамблевый и оркестровый инструмент.
Создателем виртуозного клавесинного стиля был итал. композитор и клавесинист Д. Скарлатти (ему принадлежат многочисл. произв. для К.); основатель франц. школы клавесинистов Ж. Шамбоньер (популярны были его "Клавесинные пьесы", 2 кн., 1670). Среди франц. клавесинистов кон. 17-18 вв.Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Л. Дакен, Ф. Дандриё. Франц. клавесинная музыка иск-во утончённого вкуса, изысканных манер, рационалистически ясное, подчинённое аристократич. этикету. Деликатное и холодноватое звучание К. гармонировало с "хорошим тоном" избранного общества. У франц. клавесинистов нашёл своё яркое воплощение галантный стиль (рококо). Излюбленными темами клавесинных миниатюр (миниатюра характерная форма иск-ва рококо) были женские образы ("Пленительная", "Кокетливая", "Сумрачная", "Застенчивая", "Сестра Моника", "Флорентинка"Куперена), большое место занимали галантные танцы (менуэт, гавот и др.), идиллич. картинки крестьянского быта ("Жнецы", "Сборщицы винограда" Куперена), звукоподражательные миниатюры ("Курица", "Часы", "Щебетание" Куперена, "Кукушка" Дакена и др.). Типичная черта клавесинной музыки обилие мелодич. украшений. К кон. 18 в. произв. франц. клавесинистов начали исчезать из репертуара исполнителей. Интерес к франц. клавесинной музыке возродили импрессионисты, стремившиеся воскресить традиции Куперена, Рамо. Из исполнителей на К. в 20 в. выделялась польская клавесинистка В. Ландовска. Произв. франц. клавесинистов пропагандировали нек-рые сов. музыканты, в т. ч. Е. А. Бекман-Щербина, Н. И. Голубовская, Г. М. Коган (творчеству клавесинистов посвящен ряд его статей), Н. В. Отто. В СССР изданы 3 сб. пьес франц. клавесинистов (под ред. А. Н. Юровского). В сер. 20 в. возрождается интерес к К., в т.ч. в СССР. Создаются ансамбли, исполняющие старинную музыку, где в качестве одного из ведущих инструментов используется К.
Литература: Алексеев А. Д., Клавирное искусство, М.-Л., 1952; Друскин М. С., Клавирная музыка, Л., 1960; Saint-Lambert M. de, Les principes de clavecin, Amst., 1702; Lefroid de Mйreaux J. A., Les clavecinistes de 1637 а 1790, v. 1-3, P., 1867; Villanis L. A., L'arte del clavicembalo, Torino, 1901; Rirro A., Les clavecinistes, P., 1924; Neupert H., Das Cembalo, Kassel, 1933, 1956; Harich-Schneider E., Die Kunst des Cembalospiels, Kassel, 1939, 1957; Russel R., The harpsichord and Clavichord, an introductory study, L., 1959; Hofman Sh., L'oeuvre de clavecin de Franзois Couperin le grand, P., 1961.