Музыкальная энциклопедия - малийская музыка
Связанные словари
Малийская музыка
У бамбара ряд муз. инструментов имеет особое значение в политич. и религ. жизни. Напр., барабан табале (араб. происхождения, цилиндрический или в форме песочных часов) инструмент вождей (его функция "королевские приказы"). Всем частям табале приписывают символич. значение (напр., спец. колокольчик, укреплённый на одном из концов, олицетворяет Кумабану "дарителя речи", одного из 8 осн. легендарных предков бамбара).
Среди народа сенуфо распространено хор. пение антифонного типа, причём мужчины и женщины никогда не поют вместе. Инстр. музыка включает полифонич. элементы. Характерны оркестры ксилофонов (дьегеле; иногда сочетаются с др. инструментами и голосами), ансамбли 1или 3-струн. инструментов (боло-бого), сопровождающие муж. пение (обычно высокого и напряженного звучания), оркестры (до 7 исполнителей) деревянных труб (гбофе), издающих один-два звука, причём мелодич. материал излагается по гокетному принципу (см. Гокет). Распространены ударные, на к-рых часто играют женщины. Важное значение в жизни общин сенуфо имеет поро организация, регулирующая обществ. и религ. мероприятия, среди к-рых выделяются т.н. инициация (проводится у сенуфо в три приёма до 21-летнего возраста; характерный танец нгоро), погребальные и др. ритуалы. В погребальных танцах и пении участвуют персонажи в масках, множество музыкантов (маски и муз. инструменты изготовляют из пород дерева, считающихся священными); заупокойная служба ведётся на тайном языке поро. В церемониале наряду с оркестром поро принимают участие и "непосвящённые" музыканты, но, по традиции, они обязаны прекратить играть в момент вступления ансамбля поро.
В период колонизации франц. культура не оказала значит. воздействия на музыку страны. В совр. независимом Мали (Республика Мали провозглашена в 1960) традиционное муз. иск-во сохраняется и развивается в новых формах. Гос-во уделяет большое внимание проф. муз. образованию, важную роль в пропаганде нац. музыки играет Радио, создан нац. фольклорный ансамбль (1961, рук. Муса Кейта; в 1970 гастролировал в СССР), проводятся нац. фестивали культуры и иск-ва (с 1962; в 1974 состоялся 3-й фестиваль). Среди композиторов И. Соумаро, А. Соумаро (пишут музыку для кино).
Литература: Paques V., Les Bambara, P., 1954 (Monographies ethnologiques Africaines de l'Institut International Africain de Londres).Дж. К. Михайлов.