Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - малипьеро д.

Малипьеро д.

(Malipiero) Джан Франческо (18 III 1882, Венеция 1 VIII 1973, Тревизо, близ Венеции) итал. композитор, музыковед, педагог, муз. деятель. Род. в семье музыкантов. С 9 лет учился игре на скрипке. В 1898-99 посещал Венскую консерваторию (уроки гармонии). С 1899 занимался по композиции и дирижированию у М. Э. Босси в Муз. лицее Б. Мар-челло в Венеции, затем в Муз. лицее в Болонье (окончил в 1904). Самостоятельно изучал творчество старинных итал. мастеров. В 1908-09 слушал лекции М. Бруха в Берлине. В 1921-24 преподавал в Консерватории им. А. Бойто в Парме (теория музыки), в 1932-53 профессор (класс композиции; с 1940 также директор) Консерватории им. Б. Марчелло в Венеции. Среди его учеников Л. Ноно, Б. Мадерна.

М. один из крупнейших итал. композиторов 20 в. Ему принадлежат произв. разл. жанров. Испытал влияние франц. импрессионистов, а также Н. А. Римского-Корсакова. Творчество М. отличают яркая нац. характерность (опора на нар. и старинные итал. традиции), широкое использование совр. муз. средств. М. способствовал возрождению итал. инстр. музыки на принципиально новых основах. Он отказался от последоват. тематич. развития, предпочитая ему мозаичное контрастирование отд. эпизодов. Лишь в нек-рых произв. используются приёмы додекафонной техники; M. был противником авангардистских схем. М. придавал большое значение мелодич. выразительности и импровизационному изложению материала, стремился к простоте и законченности формы. Внёс большой вклад и в развитие итал. муз. т-ра. В его многочисл. операх (более 30), часто написанных на собств. либр., преобладают пессимистич. настроения. В ряде произв., созданных на классич. сюжеты (Еврипид, У. Шекспир, К. Гольдони, П. Кальдерон и др.), композитор преодолевает характерный для него мистицизм. М. был также исследователем, знатоком и пропагандистом старинной итал. музыки. Возглавлял Итал. ин-т Антонио Вивальди (в Сиене). Под ред. М. изданы собр. соч. К. Монтеверди (т. 1-16, 1926-42), А. Вивальди, произв. Дж. Тартини, Дж. Габриели и др.

Сочинения: оперы Каносса (1911, пост. 1914, т-р Костанци, Рим), Сон осеннего заката (Songo d'un tramonto d'autunno, по Г. Д'Аннунцио, 1914), трилогия Орфеиды (Смерть масок La morte delle maschere; Семь песен Seite canzoni; Орфей, или Восьмая песня Orfeo ovvero l'ottava canzone, 1919-22, пост. 1925, Дюссельдорф), Филомела и очарованный ею (Filomela e l'infatuato, 1925, пост. 1928, Немецкий т-р, Прага), Три комедии Гольдони (Тrе commedie Goldoniane: Кофейня La bottega da caffй, Синьор Тодеро-Брюзга Sior Todaro brontolon, Кьоджинские перепалки Le baruffe chiozzotte; 1926, Оперный т-р Земли Гессен, Дармштадт), Ночной турнир (Torneo notturno, 7 сценич. ноктюрнов, 1929, пост. 1931, Нац. т-р, Мюнхен), трилогия Венецианская мистерия (Il mistero di Venezia: Аквильонские орлы Le aquile di Aquileia, Лжеарлекин Il finto Arlecchino, Вороны святого Марка I corvi di San Marco, балет, 1925-29, пост. 1932, Кобург), Легенда о сыне-подкидыше (La favola del figlio combiato, 1933, пост. 1934, Брауншвейг), Юлий Цезарь (по У. Шекспиру, 1935, пост. 1936, т-р "Карло Феличе", Генуя), Антоний и Клеопатра (по Шекспиру, 1938, т-р "Комунале", Флоренция), Гекуба (Ecuba, по Еврипиду, 1939, пост. 1941, т-р "Опера", Рим), Весёлая компания (L'allegra brigata, 6 новелл, 1943, пост. 1950, т-р "Ла Скала", Милан), Небесные и адские миры (Mondi celesti e infernali, 1949, исп. 1950, по радио, пост. 1961, т-р "Фениче", Венеция), Донна Уррака (по П. Мериме, 1954, Т-р Доницетти, Бергамо), Капитан Сиавенто (1956, пост. 1963, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Пленённая Венера (Venere prigioniera, 1956, пост. 1957, Флоренция), Дон Жуан (4 сцены по "Каменному гостю" Пушкина, 1963, Неаполь), Ханжа Тартюф (1966), Метаморфозы Бонавентуры (1966), Герои Бонавентуры (1968, пост. 1969, т-р "Пиккола Скала", Милан), Искариот (1971) и др.; балеты Пантея (1919, пост. 1949, Вена), Маскарад пленённой принцессы (La mascherata delle principesse prigioniere, 1924, Брюссель), Новый мир (El mondo novo, 1951), Страдивари (1958, Дортмунд); кантаты, мистерии и др. вок.-инстр. соч.; для орк. 11 симфоний (1933, 1936, 1945, 1946, 1947, 1947, 1948, 1950, 1951, 1967, 1970), Впечатления с натуры (Impressionni dal vero, 3 цикла, 1910, 1915, 1922), Перерывы в молчании (Pause del silenzio, 2 цикла, 1917, 1926), Армения (1917), Пассакалья (1952), Фантазия каждого дня (Fantasie di ogni giorno, 1951); Диалоги (No 1, с Мануэлем де Фальей, 1956) и др.; концерты с орк. 5 для фп. (1934, 1937, 1948, 1950, 1958), для 2 фп. (1957), 2 для скр. (1932, 1963), для влч. (1937), для скр., влч. и фп. (1938), Вариации без темы для фп. (1923); камерно-инстр. ансамбли 7 струн. квартетов и др.; фп. пьесы; романсы; музыка для драм. т-ра и кино.

Литературные сочинения: L'orchestra, Bologna, 1920; Teatro, Bologna, 1920; Claudio Monteverdi, Mil., 1929; Stravinsky, Venezia, (1945); Cossн va lo mondo (автобиография), Mil., 1946; L'armonioso labirinto, Mil., 1946; Antonio Vivaldi, (Mil., 1958).

Литература: Памяти Джан Франческо Малипьеро, "СМ", 1974, No 3; Bontempelli M., G. F. Malipiero, Mil., 1942; Labroсa M., Malipiero musicista veneziano, Venezia Roma, (1957); Santi P., Gian Francesco Malipiero, "Musica d'oggi", 1961, No 1.

M. M. Яковлев.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое малипьеро д.
Значение слова малипьеро д.
Что означает малипьеро д.
Толкование слова малипьеро д.
Определение термина малипьеро д.
malipero d. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины