Музыкальная энциклопедия - механические музыкальные инструменты
Связанные словари
Механические музыкальные инструменты
Репертуар М. м. и. зависел от степени сложности и совершенства конструкции инструмента. Он состоял из перезвонов, наигрышей, бытовой и развлекательной музыки модных песенок, танцев, пьесок, а также отдельных номеров из популярных опер, оперетт и др. произв. крупных форм в упрощённой аранжировке. Исполнение музыки носило механистичный, лишённый выразительности и оттенков характер, т.к. постепенное усиление или ослабление звучности в М. м. и. было невозможно. Только в инструментах типа оркестриона автоматич. переключение звуков с флейтовых труб на язычковые и наоборот позволяло приглушать общее звучание.
Первые сведения о М. м. и. относятся к 16 в. Особенно много систем М. м. и., включая автоматические, действующие при опускании в них монет, появилось в конце 19 нач. 20 вв.; применялись они в трактирах, ресторанах, различных увеселительных заведениях и в мещанско-купеческом быту. Наиболее совершенные виды М. м. и., в частности часы с органом, встречались в домах знати. Широкое распространение в это время получила шарманка, на к-рой играли бродячие музыканты. К числу М. м. и. относят также пианолу, фонолу, вельте-миньон, являющиеся, однако, лишь аппаратами, с помощью к-рых осуществлялась механическая игра на обычном фп. (аппарат приставлялся к клавиатуре или монтировался в инструмент). Наибольшую ценность представлял вельте-миньон, снабжённый механикой, позволявшей не только проигрывать, но и записывать на бумажную ленту игру пианистов с сохранением индивидуальных особенностей их исполнения.
С появлением граммофона, а затем радиомагнитофонной аппаратуры М. м. и. вышли из употребления.
К. А. Вертков.