Музыкальная энциклопедия - шарманка
Связанные словари
Шарманка
(от начальной строки нем. песенки "Scharmante Katharine" "Прелестная Катерина", исполнявшейся в России на первых рус. Ш.; укр. катерника, польск. katarynka, нем. Drehorgel или Walzenorgel) механич. дух. инструмент. Род небольшого переносного органа без клавиатуры. Состоит из ящика, в к-ром размещены в один или неск. рядов звучащие трубки, воздушного меха и деревянного или металлич.
валика со шпильками. Валик приводится в движение вращением рукоятки, находящейся снаружи; при его вращении шпильки, зацепляя спец. механизм, открывают доступ воздуха к звучащим трубам; одноврем. приводятся в действие меха, к-рые накачивают воздух. На валике можно было "записать" только одну пьесу, поэтому у каждой Ш. обычно имелось неск.
сменных валиков. В результате изобретения Ж. Вокансоном спирального расположения шпилек стало возможным фиксировать более крупные пьесы. Фиксации поддавались лишь звуковысотность и ритм, др. качества звучания не передавались, что сообщало нежному и мягкому звуку Ш. специфич. монотонность, "застылость". Ш. появилась во Франции в кон. 17 в. первоначально как инструмент для обучения певчих птиц (называлась serinette "чижовка" или merlies "дроздовка"), затем распространилась в Германии. Ш. стала инструментом бродячих музыкантов, сменив лиру (её нем. нар. назв. Leierkasten лира в виде ящика).Ок. 1700 франц. мастер Дж. Барбери усовершенствовал Ш.; его именем (с искажением) она стала называться во Франции "орган Барбари" (Orgue de Barbarie). В Россию Ш. проникла в нач. 19 в. В кон. 19 в. валики со шпильками стали заменять перфорированными картонными или металлич. кругами, на к-рых можно было записывать популярные песни, танцы, отрывки из опер (такие инструменты назывались аристонами).
В 20 в. Ш. была вытеснена более совершенными средствами механич. и электронного воспроизведения звучания муз. произв. граммофонами, электрофонами, магнитофонами.Литература: Sachs С., Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1920, 1930; Buchner A., Musikinstrumente im Wandel der Zeiten, Prag, 1956; Zeraschi H., Drehorgeln, Lpz., (1976).Л. M. Бутир. .