Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - мелодрама

Мелодрама

(от греч. melos песнь, мелодия и drama действие, драма) особый муз.-театр. жанр, возникший и получивший распространение в 18 в. в европ. странах. В М. монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой, к-рая перемежается с декламацией, а иногда исполняется одновременно с произнесением текста.

Возникновение М. было продиктовано эстетич. принципами эпохи Просвещения: стремление к естественной выразительности музыки в тесной связи с развитием драм. мысли. Ранний образец М. создал Ж. Ж. Руссо в лирич. сценах "Пигмалион" (1762, сюжет заимствован из "Метаморфоз" Овидия). Его целью было соединение декламации, пантомимы и инстр.

музыки, чутко следующей за развитием психологич. драмы. Руссо отказался от возвышенной декламации старого франц. оперного иск-ва, он стремился к освобождению музыки от оперных условностей и требовал её соответствия каждому душевному движению персонажей. Для этого было ограничено число действующих лиц, и всё внимание сосредоточено на чувствах скульптора, оживляющего статую девушки, и на самом процессе постепенного оживления мёртвой материи силой искусства.

Руссо, видимо, лишь наметил характер музыки (сохранились отрывки её); исполнялся "Пигмалион" с музыкой О. Куанье (1770, Лион; впоследствии музыку писали и др. композиторы). Идея М., выдвинутая Руссо, привлекла внимание музыкантов и за пределами Франции. Высокое признание получили М. чешского комп. Й. Бенды "Ариадна на Наксосе" (1774) и "Медея" (1775).

Произв. в этом жанре были созданы К. Г. Нефе ("Софонисба", 1782) и др. В России к М. обратился драматург Я. Б. Княжнин. М. "Орфей" на его текст впервые исполнена с музыкой Ф. Торелли (1781), но стала популярной после того, как Е. И. Фоминым была написана новая музыка (исп. в 1792, Петербург). "Орфей" Княжнина и Фомина один из ярких образцов этого жанра, отличающийся глубокой драм. выразительностью музыки, симф. напряжённостью её развития. В произв. введён хор, завершает его драм. балетная сцена (танец фурий). М. постепенно утрачивает самостоят. значение.

Принципы её широко проникают как выразит. средство в оперу, сценич. музыку. В процессе симфонизации оперы, характерном для 19 в., приёмы М. утрачивают своё значение внутри оперного произв., сохраняясь, однако, в музыке к драм. спектаклям ("Манфред" Шумана, "Арлезианка" Бизе, "Пер Гюнт" Грига, "Король Лир" Балакирева и др.). см. также ст. Мелодекламация.

Литература: Глумов A., Историческое развитие мелодрамы, "СМ", 1935, No 1; его же, Музыка в русском драматическом театре. Исторические очерки, М., 1955; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, с. 350-61; Istеl E., J. J. Rousseau als Komponist seiner lyrischen Szene "Pygmalion", Lpz., 1902; его же, Die Entstehung des deutschen Melodramas, В., 1906; Veen J. van der, Le mйlodrame musical de Rousseau au romantisme, La Haye, 1955.

T. H. Соловьёва. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое мелодрама
Значение слова мелодрама
Что означает мелодрама
Толкование слова мелодрама
Определение термина мелодрама
melodrama это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины