Музыкальная энциклопедия - мессиан э. п. ш.
Связанные словари
Мессиан э. п. ш.
Огромное значение придаёт М. ритмич. организации звукового материала, в драматургии метро-ритма он видит основу формообразования. М. изучал ритмы старинной инд. музыки, создав собственный ритмич. "словарь" на базе формул "Дечиталас" ("Deci-talas"), систематизированных инд. муз. исследователем 13 в. Чарнгадева. М. ратует за аметрическую музыку, т.е. музыку со свободной (не скованной регулярностью тактового акцента) метрикой. Он применяет также симультанный принцип, т.е. одновременное использование ряда неоднородных ритмич. формул, при этом возникают разл. виды полиритмии и полиметрии.
Композитор редко обращается к классич. формам (в частности, сонатному allegro), разработке он предпочитает варьирование. У М. преобладают монумент.-статичные формы (пристрастие к многочастным циклам), в наибольшей мере соответствующие идейно-образному содержанию его музыки (тяга к идеальному, надземному, неподвижнопарящему). Иск-во М., связанное гл. обр. с религ. тематикой, лишено жанровости, драм. лиризма, действенной героики и т.п. Исключение пьесы виртуозно-колористич. характера, построенные на материале пения птиц разл. стран. М. более 40 лет записывал голоса птиц. Создал систему трансформации на муз. инструменты с темперированным строем птичьих посвистов, призывов, клёкотов, юбиляций: "Каталог птиц" (7 тетрадей, 1956-59), "Экзотические птицы" (1956) и др. Эти произв. развивают традиции франц. музыки, идущие от Л. К. Дакена ("Кукушка"), Ж. Ф. Рамо ("Курица"), Ф. Куперена ("Соловей"), М. Равеля ("Печальные птицы"). Однако и эти соч. не лишены мистицизма (птицы для М. "служители внематериального"), звукоподражание окрашивается в религ. тона.
М. ведёт также конц. деятельность (как органист и пианист), будучи ярчайшим интерпретатором собств. сочинений. Блестящий органист-импровизатор, он внёс много нового в область церк. музыки (его импровизации выходят за рамки культовой службы). М. часто играет в дуэте с Ивонной Лорио лучшей и постоянной исполнительницей его фп. произв.
М.-критику принадлежат статьи по различным вопросам вплоть до проблем современной поэзии. Он является также автором текстов многих своих вокальных циклов.
Сочинения: для хора Три маленькие литургии божественного присутствия (Trois petites liturgies de la prйsence divine, для жен. унисонного хора, фп. соло, волн Мартено, струн. oрк., и ударных, 1944), Пять решан (Cinq rechants, 1949), Месса Троицына дня (La Messe de la Pentecфte, 1950), оратория Преображение господа нашего (La transfiguration du Notre Seigneur, для хора, орк. и солирующих инструментов, 1969); для орк. Забытые приношения (Les offrandes oubliйes, 1930), Гимн (1932), Вознесение (L'Ascension, 4 симф. пьесы, 1934), Хронохромия (1960); для инструментов с орк. Турангалила-симфония (фп., волны Мартено, 1948), Пробуждение птиц (La rйveil des oiseaux, фп., 1953), Экзотические птицы (Les oiseaux exotiques, фп., ударные и камерный орк., 1956), Семь Хайку (Sept Haп-kaп, фп., 1963); для дух. орк. и ударных Чаю воскресение мертвых (Et expecto resurrectionem mortuorum, 1965, по заказу франц. правительства к 20-летию окончания 2-й мировой войны); камерно-инстр. ансамбли Тема с вариациями (для скр. и фп., 1932), Квартет на конец времени (Quatuor pour la fin du temps, для скр., кларнета, влч., фп., 1941), Чёрный дрозд (Le merle noir, для флейты и фп., 1950); для фп. цикл Двадцать взглядов на младенца Иисуса (Vingt regards sur l'enfant Jйsus, 19444), ритмических этюда (Quatre йtudes de rythme, 1949-50), Каталог птиц (Catalogue d'oiseaux, 7 тетрадей, 1956-59); для 2 фп. Видения Аминя (Visions de l'Amen, 1943); для органа Небесное причастие (Le banquet cйleste, 1928), органные сюиты, в т.ч. Рождество господне (La nativitй du Seigneur, 1935), Органный альбом (Livre d'Orgue, 1951); для голоса с фп. Песни земли и неба (Chants de terre et de ciel, 1938), Харави (1945) и др.Учебники и трактаты: 20 leзons de solfиges modernes, P., 1933; Vingt leзons d'harmonie, P., 1939; Technique de mon langage musical, v. 1-2, P., 1944; Traitй du rythme, v. 1-2, P., 1948.Литературные сочинения: Confйrence du Bruxelles, P., 1960.Литература: Шнеерсон Г., Французская музыка ХХвека, М., 1962, 1970; О творчестве и теории Мессиана, "СМ", 1965, No 10; Холопов Ю. Н., О трех зарубежных системах гармонии, в сб.: Музыка и современность, вып. 4, М., 1966; его же, Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана, там же, вып. 7, М., 1971; Мартынов И., Из записной книжки, "СМ", 1970, No 7; Вruyr J., L'йcran des musiciens, sйr. 1-2, P., 1933; Frйmiоt M., Le rythme dans la language d'Olivier Messiaen, "Polyphonie", 1949, cahier 2; Rostand Cl., Olivier Messiaen, P., 1957; Gavоty В., Lesur D., Pour ou contre la musique moderne, P., (1957); Hоdeir A., La musique depuis Debussy, P., 1961; Rierette M., Olivier Messiaen, P., 1965; Waumsley S., The organ music of Olivier Messiaen, P., 1968; Koch G. R., Konstrukteur des Regenbogens. Der Komponist Olivier Messiaen, "Musica" (Kassel), 1973, H. 6, S. 558-62.