Музыкальная энциклопедия - московская частная русская опера
Связанные словари
Московская частная русская опера
Деятельность М. ч. р. о. сыграла значит. роль в утверждении на рус. оперной сцене принципов реалистичности и художеств. цельности спектакля. Стремясь к созданию оперного ансамбля, к сценически осмысленной режиссуре спектакля, М. ч. р. о. привлекала мн. крупнейших деятелей разл. областей рус. иск-ва. В труппе т-ра были видные певцы Н. И. Забела-Врубель, П. А. Лодий, П. С. Оленин, В. Н. Петрова-Званцева, Н. В. Салина, А. В. Секар-Рожанский, Ф. И. Шаляпин, Н. А. Шевелёв, Е. Я. Цветкова, В. А. Эберле и др. Из артистич. коллектива т-ра выдвинулась группа крупных оперных режиссёров-воспитателей В. А. Лосский, П. И. Мельников, П. С. Оленин, В. П. Шкафер и др. Среди дирижёров М. ч. р. о. М. М. Ипполитов-Иванов и С. В. Рахманинов (впервые выступивший здесь как дирижёр). Над оформлением спектаклей работали крупнейшие художники-живописцы В. М. и А. М. Васнецовы, М. А. Врубель, К. А. и С. А. Коровины, И. И. Левитан, С. В. Maлютин, В. Д. Поленов, В. А. Серов, Н. П. Чехов, В. В. Симов и др.
Т-р широко пропагандировал произв. рус. композиторской школы и прежде всего оперное творчество композиторов "Могучей кучки" (в то время мало известное) и П. И. Чайковского. На сцене М. ч. р. о. были осуществлены пост. мн. произв. Н. А. Римского-Корсакова (нек-рые впервые). Событием обществ. значения явились пост. в этом т-ре "Снегурочки" (1885); "Каменного гостя" Даргомыжского (1886), "Псковитянки" (1896), "Садко" (1897), "Хованщины" (1897), "Бориса Годунова" (1898), "Царской невесты" (1899), "Орлеанской девы" (1899), "Мазепы" (1900), "Кузнеца Вакулы" (1902), а также "Богемы" (1897) и "Вертера" (1904). В репертуаре т-ра были оперы "Иван Сусанин" (1885), "Русалка" (1885), "Рогнеда" (1896), "Демон" (1896), "Князь Игорь" (1896), "Моцарт и Сальери" (1898), "Юдифь" (1898); "Ася" Ипполитова-Иванова (1900), "Купец Калашников" Рубинштейна (1901), "Руслан и Людмила" (1902); "Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре" Василенко (1903) и др.
На пути развития М. ч. р. о. не избежала крупных ошибок: постановочной и режиссёрской стороне спектаклей здесь нередко придавалось большее значение, чем безупречности муз. исполнения. Постоянная спешка, дезорганизованность, боязнь финансового дефицита приводили иногда к художеств. незавершённости премьер. Тем не менее историч. заслуга М. ч. р. о. несомненна: здесь были впервые поставлены важнейшие вопросы, связанные со спецификой оперно-сценич. мастерства. Стремление к созданию спектакля, проникнутого единым творч. замыслом, было одним из прогрессивных завоеваний этого т-ра.
После закрытия М. ч. р. о. творч. деятельность её бывших сотрудников продолжалась на имп. сцене, в Опере Зимина и в периферийных т-рах. По словам Б. В. Асафьева, "...опыт этого театра надо считать поворотным пунктом в истории не только русского оперного спектакля, но и всей истории русской оперной музыки".
Литература: Шкафер В. П., Сорок лет на сцене русской оперы. 1890-1930, Л., 1936; Яковлев В., Н. А. Римский-Корсаков и оперный театр С. И. Мамонтова, в сб.: Театральный альманах, кн. 2, М., 1946; Мамонтов В. С., Воспоминания о русских художниках, М., 1951; Россихина В. П., Московская частная опера Мамонтова, М., 1954 (дисс); Pерман В. Э., Московская частная опера на рубеже XIX и XX столетий, в его кн.: Оперный театр, М., 1961, с. 280-305; Копшицер M., Савва Мамонтов, М., 1972.В. П. Россихина.