Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - направник э. ф.

Направник э. ф.

Эдуард Францевич (12 (24) VIII 1839, Бишть, близ г. Градец-Кралове 10 (23) XI 1916, Петроград) рус. дирижёр, композитор, муз. деятель. По национальности чех. Род. в семье школьного учителя, церк. регента. В юности был органистом собора в Пардубице. С 1854 занимался в Праге в Органной школе и в Ин-те Майделя (класс фп.), где впоследствии преподавал. Изучал также инструментовку и чтение партитур под рук. директора Пражской консерватории Я. Б. Китля. Был вторым капельмейстером во Франкфурте. В 1861 по приглашению князя Н. Б. Юсупова переехал в Петербург "из-за симпатии к славянам и особенно к России, как у всех чехов". В 1861-63 работал капельмейстером оркестра Юсупова. В Петербурге Н. знакомился с рус. музыкой, посещал оперные спектакли, концерты, слушал церк. хоры, выступал как пианист в камерных концертах, давал уроки фп. игры. С 1863 помощник капельмейстера, органист и коррепетитор, с 1867 второй, а с 1869 первый капельмейстер (гл. дирижёр) Мариинского т-ра. Выступал как симф. дирижёр в концертах РМО (с 1864), руководил симф. концертами РМО (1869-81); чл. Гл. дирекции и председательствующий директор Петерб. отделения РМО (с 1875). Дирижировал концертами оркестра Мариинского т-ра (с 1871). Одноврем. руководил устройством концертов при дворе, выступал также как органист и пианист. Н. не вёл педагогич. работу, но интересовался вопросами муз. образования в России. Отказавшись от предложенного ему орк. класса в Петерб. консерватории и от должности директора, он в то же время составил докладные записки о необходимом преобразовании консерватории, об улучшении системы подготовки муз. кадров. Много времени уделял сочинению музыки.

В многосторонней деятельности Н. осн. место принадлежит его дирижёрской работе. Глубоко восприняв рус. муз. культуру, усвоив её исполнительские традиции, он стал выдающимся оперным дирижёром 19 в. Более полувека Н. был связан с крупнейшим рус. оперным т-ром. Вдумчивый руководитель, он проявлял заботу об артистическом составе, о положении хора и оркестра, добился строгой дисциплины коллектива и высокого мастерства исполнения. Дирижёр пользовался авторитетом у певцов и оркестрантов.

Н. поставил и возобновил множество спектаклей (к концу жизни в его репертуаре было 80 опер), в т. ч. впервые: "Вильям Ратклиф" (1869), "Анджело" (1876),, "Кавказский пленник" (1883), "Сарацин" (1899), "Капитанская дочка" (1911) Кюи, "Вражья сила" (1871); "Каменный гость" Даргомыжского (1872), "Псковитянка" (1873), "Майская ночь" (1880), "Снегурочка" (1882), "Млада" (1892), "Ночь перед Рождеством" (1895) Римского-Корсакова, "Борис Годунов" (1874); "Опричник" (1874), "Кузнец Вакула" (1876), "Орлеанская дева" (1881), "Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1892) Чайковского, "Демон" (1875). Под его рук. была возобновлена опера "Руслан и Людмила" (1871). Большое художеств. значение имели пост. тетралогии "Кольцо нибелунга" (1900-05), опер "Фиделио" (1905), "Орфей и Эвридика" (1911).

Н. обладал острым слухом, великолепной муз. памятью, широким знанием музыки, крепкой волей, выдержкой. Его дирижёрская манера отличалась точностью и скупостью жестов. Он был прекрасным интерпретатором рус. музыки, однако не всё в ней было ему одинаково близко: соч. Глинки и Чайковского он понимал глубже, чем Римского-Корсакова; "Князь Игорь" и "Хованщина" остались ему далёкими. Мастерство Н.-дирижёра, исключит. тщательность его работы над оперной партитурой высоко ценились современниками, однако композиторы "Могучей кучки" находили его исполнение неск. академичным, холодным, не вполне соответствующим их эстетич. идеалу. В. В. Стасов упрекал дирижёра в недостатке горячего чувства, темперамента. Однако Чайковский, музыка к-рого требует ярко эмоционального исполнения, высоко ценил дирижёра. Рус. опера в Петербурге испытала большое и плодотворное влияние Н. За годы его работы Мариинский т-р прошёл большой творч. путь, достиг небывалых успехов.

Композиторская деятельность Н. менее значительна и оригинальна. Зрелые соч. обнаруживают близость к рус. школе, в частности к Чайковскому. При мелодичности, совершенстве технич. мастерства они лишены яркой индивидуальности. Творчество Н. отличается жанровым разнообразием (оперы, романсы, вок. ансамбли, светские и духовные хоры, симфонии, разл. орк. произв., камерные инстр. ансамбли, пьесы для фп., скрипки, виолончели). Почти все соч. исполнялись, нек-рые имели успех, но в репертуаре удержалась лишь опера "Дубровский" (на сюжет повести Пушкина, 1894), написанная в традициях Чайковского. В опере подчёркивается лирич. начало, смягчён мужественный, даже неск. суровый тон лит. первоисточника. Композиторский опыт имел существенное значение для Н.-дирижёра, владение композиторской техникой помогало глубже проникать в авторские замыслы др. художников.

Сочинения: оперы Нижегородцы (1868, Мариинский т-р, Петербург), Гарольд (1885, пост. 1886, там же), Дубровский (1894, пост. 1895, там же), Франческа да Римини (1902, там же); Торжественная кантата (1880), 24 хор. произв. (1882-1906); для орк. 4 симфонии (ок. 1866-79, в т. ч. 3-я Демон, 1874), Торжественная увертюра (1866), 2 симф. поэмы (1874, 1881), Народные танцы (1875-76), сюита (1890), 2 русские пьесы (1905), 3 марша; для фп. и орк. Симфонический концерт (1877), Фантазия на русские мотивы (1882); для скр. и орк. Фантазия на русские темы (1879), Сюита (1896); камерно-инстр. ансамбли 2 фп. трио (1876, пр. РМО, 1897), 3 струн. квартета (1873, 1878, 1898), фп. квартет (1882), струн. квинтет (1874); для фп. пьесы (более 20), 6 танцев; для скр. и фп. соната (1891), 4 пьесы (1898); для влч. и фп. 2 сюиты (1878, 1881), 7 пьес (1881, 1900); для голоса с орк. Казак (для баритона, сл. Пушкина, 1877); 34 романса (1875-99), 2 вок. баллады (1880); 4 жен. дуэта (1900), 6 муж. квартетов (1906); музыка к драм. поэме "Дон Жуан" А. К. Толстого (1891, исп. 1892).

Литература: Веймарн П. П., Эдуард Францевич Направник, СПБ, 1888; Финдейзен H. P., Эдуард Францевич Направник, СПБ, 1898; Вальтер В. Г., Эдуард Францевич Направник, СПБ, 1914; Бернандт Gр., Капельмейстер русской оперы Э. Ф. Направник, "СМ", 1939, No 8; Гордеева Е., "Дубровский" Э. Направника, M.-Л., 1949; Э. Ф. Направник. Автобиографические, творческие материалы, документы, письма. Сост., авт. вступ. ст. Л. М. Кутателадзе, Л., 1959 (список соч. Направника, с. 422-28).

Т. Н. Ливанова.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое направник э. ф.
Значение слова направник э. ф.
Что означает направник э. ф.
Толкование слова направник э. ф.
Определение термина направник э. ф.
napravnik e. f. это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины