Музыкальная энциклопедия - неаккордовые звуки
Связанные словари
Неаккордовые звуки
1) задержание (сокращённое обозначение: з);
2) апподжиатура (ап);
3) проходящий звук (п);
4) вспомогательный звук (в);
5) cambiata (к), или брошенный скачком вспомогательный;
6) скачковый тон (ск) задержание либо вспомогательный, взятый без приготовления и покинутый. без разрешения;
7) предъём (пм) (примеры 1-7).
Нек-рые виды Н. з. сходны друг с другом и образуют более крупные классы:
I задержание (собственно задержание и апподжиатура, а также скачковый на тяжёлой доле),
II проходящий,
III вспомогательный (собственно вспомогательный, камбиата, скачковый на лёгкой доле),
IVпредъём.
Роль Н. з. могут выполнять выдержанные тоны в верхнем и среднем голосах (пример 8). К Н. з. иногда возникают вторичные Н. з. или Н. з. второго порядка (пример 9). Сочетание Н. з. с аккордовыми иногда звучит как правильный аккорд (его называют мнимым аккордом, см. в примере 10 длительное задержание к мажорному трезвучию, звучащее как минорный нонаккорд; es=dis). Все Н. з. оказываются в конечном счёте (иногда сложным путём) прилегающими к аккордовым, от к-рых они функционально зависят. Существенный функциональный признак Н. з.реализуемая необходимость их разрешения (см. примеры 1-5, 9-10), чем они отличаются от прибавленных (по Рамо, "ajoutйe") звуков или побочных тонов; скачковые тоны как бы разрешаются звуками аккорда в др. голосах; выдержанные звуки подчиняются закономерностям органного пункта. Разрешение Н. з. может быть и чрезвычайно сложным (А. Н. Скрябин, 4-я соната, часть 1, т. 2). Н. з. возможны одно-врем. в неск. голосах, вплоть до превращения в особого рода аккорды линеарной функции аккорды-задержания (Л. Бетховен, Adagio 9-й симфонии, тт. 11, 18), проходящие (И. С. Бах, 3-й Бранденбургский концерт, ч. 1, т. 2 от конца), вспомогательные (С. С. Прокофьев, "Ромео и Джульетта", No 25, танец с мандолинами), предъёмы (П. И. Чайковский, соната для фп., тт. 1-4). Распространение закономерностей Н. з. (особенно проходящих) на гармонич. последования, пролонгация структурно-опорных гармоний способны украшать и вместе с тем вуалировать фундаментальные гармонич. соединения (напр., ход V-IV в тт. 1-2 прелюдии Скрябина D-dur op. 11). Таблица H. з.:
Литература: Римский-Корсаков Н. A., Практический учебник гармонии, вып. 1-2, СПБ, 1884-85, то же, Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960; Танеев С., Подвижной контрапункт строгого письма, Лейпциг, 1909, то же, М., 1959; Катуар Г., Теоретический курс гармонии, ч. 2, М., 1925; Тюлин Ю. Н., Практическое пособие по введению в гармонический анализ на основе хоралов Баха, Л., 1927 (на обл. загл.: Введение...); Способин И., Дубовский И., Евсеев С., Практический курс гармонии, ч. 2, М., 1935; Riemann H., Katechismus der Harmonielehre, Lpz., 1890; Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien, Bd 1, B. Stuttg., 1906, Bd 3, W., 1935, 1956; Hindemith P., Unterweisung im Tonsatz, Tl 1, Mainz, 1937, neue Ausg., 1940; Piston W., Harmony, N. Y., 1941; Карастоянов A., Полифонична хармония, София, 1959 (в рус. пер. Полифоническая гармония, М., 1964).Ю. Н. Холопов.