Музыкальная энциклопедия - новозеландская музыка
Связанные словари
Новозеландская музыка
В этих песнях-танцах применяются звукоподражания (имитируются голоса природы). Интонационная специфика пения связана с использованием микрохроматики. Инструментарий состоит преим. из простейших духовых и ударных. Среди духовых трубы (пу) разл. вида и назначения, изготовляемые из раковин (пу моана; служат для созыва людей, возвещают о прибытии гостей и пр.
), из дерева (пу каеа; для сопровождения боевых действий), из тыквы; употребляется также дух. инструмент, представляющий собой сочетание примитивной флейты и трубы, пу торино; разновидности флейт дудки деревянные (поруту и уио), из льняной соломы, а также из кожи, в т.ч. короткие (коауау), открытые с обоих концов. Умелые музыканты могли на такой дудке "выдувать" слова песен (это иск-во утрачено); так, посредством коауау пелись любовные песни; певцы, владевшие этим иск-вом, особенно высоко ценились.
В числе др. инструментов свисток-флейта из дерева, китовой кости или камня (нгуру) и др. виды свистков, жужжалки, служащие для магических целей (вызывание дождя), деревянные гонги (паху), кастаньеты (токере). Своеобразен древний инструмент рория защемляемый зубами кусок дерева, свободный конец к-рого вибрирует от прикосновения пальцев. Б. ч. этих инструментов вышла из употребления. В кон. 19 в. маори начали изготовлять трубы из коровьих рогов, позднее их сменили дух. рожки европ. происхождения. В 1890-е гг. возникли дудочно-барабанные ансамбли, сопровождавшие собрания, хор. пение; солирующие дух. инструменты имитировали человеческие голоса. Несмотря на то, что распространение европ. культуры оттеснило маорийскую музыку на задний план, многие её традиции сохранились в условиях возникшего на рубеже 19-20 вв. интереса к нац. иск-ву. Маори, восприимчивые к европ. музыке, в короткий срок освоили европ. инструменты сначала концертино и аккордеон, позднее скрипку и фп. В нач. 20 в. сформировались ансамбли и бэнды, среди к-рых лучший "Отаки маори бэнд". Выдающийся исполнитель нац. музыки маори Й. Нукунуку. Важное значение для музыки маори имело т.н. младомаорийское движение за сохранение и развитие маорийской культуры, возглавляемое А. Нгатой; появились многочисл. фольклорные ансамбли, муз. клубы ("Хукарере", "Те Ауте" и др.), хоры (жен. колледжа Сент-Джозеф, "Нгати Памутана" и др.). Получили известность фольклорный ансамбль из Уэллингтона "Нгати Понеке" (осн. в 1936), ансамбль под рук. популярного певца Иниа Те Виата. С 1930-х гг. проводятся ежегодные фестивали маорийской музыки в г. Роторуа. Среди музыкантов (каждый из них автор музыки и певец) К. Тахави, В. Гуата, Те Реме Карепа, Т. Нгаваи, А. Аватере и др. Многие их песни записаны на грампластинки. С 1950-х гг. стал популярен "гавайский стиль", основанный на лжеэкзотизме и носящий оттенок "индустрии туризма"; это скорее стилизация под фольклор маори, чем подлинная нац. музыка. "Гавайский стиль" распространялся многочисл. ансамблями, в т.ч. "Аотероа маори". Подобные коллективы носят коммерч. характер (традиционные нац. инструменты в них часто заменяются гитарой). Второе из составляющих Н. м. муз. направлений песни китобоев, лесорубов и др.ранних переселенцев, осн. на муз. традициях Великобритании. В 19 нач. 20 вв. возникали хор. об-ва (церк. и светские), дух. оркестры, ансамбли волынщиков. Интерес к проф. муз. формам возрос в 1880-х гг., когда в городах Новой Зеландии стала развиваться муз. жизнь. В 1882 открылся ф-т музыки и изящных иск-в в Кентерберийском ун-те в г. Крайстчерч.
Устраивались симф. и камерные концерты, любительскими труппами ставились оперные спектакли. С кон. 19 нач. 20 вв. в Новую Зеландию приезжали и проф. гастролёры из Англии, Италии, Франции. Однако постоянные местные проф. муз. учреждения и коллективы сложились только после 2-й мировой войны 1939-45. В 1947 Новозеландской радиовещательной корпорацией был сформирован симф.
оркестр под упр. Дж. Хопкинса, в 1959 Молодёжный; созданы Нац. оперная (1954) и Нац. балетная (1955) труппы (в Уэллингтоне). Открылись муз. ф-ты при ун-тах в ун-те Виктории в Уэллингтоне (там же в 1966 осн. 1-я в стране студия электронной музыки), в Окленде (с 1942; рук. профессор Р. Дж. Бидл), в Данидине (пров.Отаго). В становлении нац. композиторской школы важную роль сыграл австрал. музыкант А. Хилл (много лет прожил в Н. Зеландии), изучавший и творчески претворявший маорийскую музыку. Он автор оперы "Флейта-предсказательница", кантат "Хинемоа" и "Тауаки", "Маорийской симфонии", "Маорийской рапсодии", "Маорийского квартета" и др. Среди др.
композиторов Д. Лилбёрн (3 симфонии, увертюры и др. орк. и камерно-инстр. соч., а также электронная музыка), Д. Фаркуар (опера "Рождественский единорог", орк. и камерно-инстр. пьесы), К. Смолл (балеты и камерно-инстр. соч.), Дж. Казинс, Р. Тримейн и др. Композиторская школа Новой Зеландии находится в процессе становления. Совр. представители Н.
м. принадлежат к разл. творч. направлениям от последователей традиционного письма Хилла до композиторов, применяющих новейшие технич. приёмы (Дж. Маклеод автор оратории "Земля и небо", отражающей космогонич. представления маори; вок. соч.) и ультрамодернистов-экспериментаторов (Э.Локвуд). В 1974 организована Ассоциация новозеландских композиторов с целью пропаганды музыки Новой Зеландии и установления контактов с творч. организациями др. стран. Издаются сб. маорийских мелодий, в т.ч. в обр. для фп. (Elkin Cl., Maori melodies with words collected and arranged for pianoforte, Sidney).
Литература: Kennedy K., The ancient four-note scale of Maoris, "Mankind", 1931, (v.) l; Andersen J. C., Maori music with its Polynesian background, New Plymouth, 1934; Hurst M. G., Music and the stage in New Zealand, Auckland, (1944); Garritt Gr., New Zealand composers, "Monthly musical record", 1951, v. 81, No 928; McLean M. E., Oral transmission in Maori music, "Journal of the International folk music council", 1961, No 13.Дж. К. Михайлов. .