Музыкальная энциклопедия - обиходный звукоряд
Связанные словари
Обиходный звукоряд
О. з. свойственно квартовое строение:
Трихорды внутри каждой кварты наз. "согласиями". Если в общеевроп. октаве (=8) семь ступеней (8-1), то в тетрахорде ("в кварте") их три (4-1). Все согласия имеют одинаковую интервальную структуру (в тонах: 1-1). Каждое согласие носит своё наименование ("простое", "мрачное", "светлое", "тресветлое"). Квартовость структуры проявляется и в системе названий ступеней, где повторяющиеся (т.е. понимаемые как мелодически однофункциональные) ступени отстоят друг от друга на кварту (считая от двух средних согласий к краям звукоряда). В конструкции О. з. есть элементы сходства со структурой др.-греч. "совершенной системы". О. з. можно рассматривать также как сцепление мажорных тетрахордов, пентахордов, гексахордов на расстоянии кварты. Специфика О. з. возможность интервала уменьшенной октавы между ступенями Ц ("ца") и M ("мрачно с хохлом"), притом в пределах одной системы, без модуляции или отклонения (согласия внутри системы О. з. имеют то же значение, что нижний и верхний тетрахорды внутри системы ионийского лада).
Образцы О. з. находим не только в церк. музыке, но и в народной (рус. песня "Молодка, молодка" из сб. М. А. Балакирева, см. пример в ст. Звуковая система).
Как отражение того либо другого они встречаются и у композиторов рус. школы (Н. А. Римский-Корсаков, 3-е соло дьяка из 2-го действия оперы "Ночь перед Рождеством").
В условиях многоголосия (в основном в композиторской практике) О. з. приобретает значение ярко своеобразного по окраске лада, аккордика к-рого включает гармонии, необъяснимые с позиций зап. мажорно-минорной системы (аккорд ces-moll в след. примере).
Иногда применение О. з. смыкается с ладотональной переменностью, родственной отклонениям, либо вызывает собственно отклонение (нередко в рус. плясовых наигрышах, осн. на схеме STDT; ср. "Русский танец" из балета А. Хачатуряна "Гаянэ"). В совр. музыке используется и аккорд с уменьшенной октавой.
И. Ф. Стравинский. "Весна священная". "Взывание к праотцам".
О. з. встречается и в музыке др. народов (напр., у киргизов). Родственно ему применение миксолидийского лада в модальной гармонии 16-17 вв. (где к осн. звукоряду f1 е1 d1 с 1 h а g снизу приставлялся subsemitonium modilis). Появление О. з. в разл. эпохи и у не соприкасающихся между собой этнографич. групп объясняется тем, что структура О. з. отражает одну из типологич. закономерностей нек-рых видов мелодич. ладов тенденцию ступеней высокого регистра к понижению, а низкого к повышению, особенно, когда ладовый звукоряд складывается из узкообъёмных ладомелодич. компонентов.
Литература: Разумовский Д., Церковное пение, в России..., вып. 1-3, М., 1867-69; Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 1, М., 1928; Беляев В., Древнерусская музыкальная письменность, М., 1962; Способин И., Лекции по курсу гармонии, М., 1969. Ю. Н. Холопов.